22.11.2009

38-я параллель

38-я параллель



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

Фильмы корейских режиссёров драматичны. Но слёзы на глазах вызывают не умильные любовные сцены, а выстрелы из всех видов оружия; биение по щекам (национальная особенность корейцев); несчастные женщины-героини; мужчины-герои, потерявшие почву под ногами, жену, детей.

И вот сегодня (15 ноября 2009 земного года) я посмотрела ещё один корейский фильм – «38-я параллель». Его режиссёр – Канг Че Гю.

Вот два брата, которых внезапно из мирной жизни вырывают жёсткие лапы гражданской войны – Северной Кореи с Южной Кореей (братья из Южной) в 50-е годы XX века. Коммунисты и капиталисты, до которых братьям и их семье дела никакого не было. Они были настолько далеки от политики, что толком и не знали, что происходит в стране.

Старший брат собирался жениться, на младшего вся семья возлагала большие надежды, проча ему будущее образованного, учёного человека. Тот, что собирался жениться, содержал семью, в которой кроме них с братом были ещё и другие дети, отец умер, мать онемела, с ними же жила и его невеста, и все они были вполне счастливы, все любили друг друга и друг в друге нуждались. И вот на тев которой кроме них с братом были ещё и другие дети, отец умер, мать онемела, с ними же жила и его невеста, и все они были вполне счастливы, все любили друг друга и друг в друге нуждались. И вот на тебе – братьев схватили на улице и увезли воевать.

Психология старшего брата: младшего надо во что бы то ни стало сберечь, ведь все так много ждали от него, он должен попасть домой, поступить в университет, он сам из-за этого бросил школу, пошёл работать, так пусть брат станет не простым рабочим человеком, а войдёт в ряды интеллектуальной элиты.

Психология младшего: он ещё настолько юн, что просто ошарашен фактом, что его, опекаемого и лелеемого с детства, со школьной скамьи выталкивают в жуткую военную реальность.
Оба брата представляются мягкими, спокойными людьми. Но впоследствии обнаруживается, что более стойкий по характеру младший брат, он более выдержан, восприятие событий у него более хладнокровное. И он видит, что происходит со старшим братом: тот рвётся в атаки, выслуживается, потому что ему обещали отправить брата домой. Младшему такая опека не по душе, а потом она и вовсе становится поперёк горла. Просто есть судьба, удача – как повезёт и сложится, так оно и будет, не надо пытаться выгородить кого-то, жертвуя собой.

Младший проходит хорошую воспитательную школу на фоне постоянных батальных сцен. Он становится мужественнее и мудрее. Старший постепенно ломается, зарабатывая награды, но блюдёт цель спасения младшего.

Мы видим, что цель эта – иллюзия. Риск своей жизнью – сублимация. Он – не герой, и это его делает жестоким. Он теряет почву под ногами. Он уже нереален сам. Слабость его нервной системы – бить, бить и бить без разбора. Лицо человека утрачивается. Это хорошо видно из сцены, когда младший брат пошёл выручать старшего в стан коммунистов.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">

Дело в том, что оба попали в Сеул на короткое время, а там родственники. Младший (он, кстати, более открытый, не боится проявлять чувства) сразу побежал их проведать – маму, сестёр и братьев, невесту брата. И пока он там был, пришли за девушкой брата, потому что она ставила подписи за коммунистов, ходила на митинги в их поддержку. Но она это делала ради детей, ведь коммунисты за участие в акциях выдавали крупу, она очень рисковала, и вот – арест. Заодно повязали и младшего брата: вдруг он вражеский разведчик?

Девушку привезли на расстрел, а тут подоспел и старший брат, он вступил в переговоры, но его никто не слушал, развязалась перестрелка, его невесту убили. У него в голове не укладывается – убили свои же. Те, которые лишили женщин мужской заботы и помощи. Ему кажется, что это он виноват, что цели-то он не достиг – младший брат всё ещё на войне. Получается, что он защищал брата, тогда как женщины оказались совсем одни в жёстких условиях выживания. А потом ещё добавляется и то, что пленных, среди которых был младший брат, решили сжечь живьём опять же свои, а он снова его не спас. И он решил перейти на сторону коммунистов. Личное перемешалось с чужеродным, это стало таким страшным мутантом, мозги уже опустошены, он уже забыл, что есть ещё мать, братишки и сестрёнки.

А младший брат не погиб, ему удалось спастись. Потом он узнал, что его старший брат перешёл на сторону коммунистов. Он хотел отказаться от него, не мог простить жестокости по отношению к родным, к друзьям, к солдатам. Не мог простить ему стремления к единственной цели – беспринципного зарабатывания наград и похвалы ради того, чтобы его младшего брата отпустили домой. Но тут к нему попало письмо, которое старший брат написал семье и о котором молчал, поскольку всегда стеснялся своих чувств. Честно сказать, таких людей всегда жалеешь.

И младший брат решил вернуть старшего брата. И когда они встретились на поле боя, брат его не узнал, потому что остервенело дрался, и всё равно не мог уйти от себя, от осознания, что с самого начала всё сделал не так, а теперь поздно что-либо предпринимать, остаётся только сражаться с воображаемым врагом в самом себе, перенося эти качества на корейцев с Юга. И казалось, что он растерзает того, кого поставил целью спасти во что бы то ни стало. Младший брат долго кричит ему, приводя его в чувство, выводя его из транса, взывая к разуму. На миг старший брат обретает реальность. Но, видимо, чувствует: что потерял, того не вернуть. Зато он может отправить младшего брата обратно и пообещать ему вернуться.
Но возвращение старшего брата осуществляется только через пятьдесят лет. И это его останки.

А младший брат прожил долгую жизнь, воспитал детей, воспитывает внуков. Он оправдал надежды родных. И он тоже ощущает вину и несёт ответственность за те военные годы. Он понимает, что их с братом поведение было неправильным: они поддались на манипуляции тех, для кого они пушечное мясо – не более. Но ещё он осознал и то, что человек имеет право выбора, и его старший брат в том числе.

История обыкновенная. По-корейски сентиментальная и прямолинейная. Мирной жизни там показано совсем мало. Почти весь сюжет – деградация и становление личности на фоне дурацкой войны. Война каждого отдельно взятого человека с самим собой. Только во вторую очередь – идеологически-гражданская. Корейцам удалось показать всю бессмысленность войны в целом. Конечно, мысли о Великой Отечественной мелькают при просмотре. Ровно то же самое, но наши режиссёры снимали это как-то героически в советское время, а современные фильмы про войну я не могу смотреть – получается настолько плохо. А этот корейский фильм про суть войн вообще.

Чётко просматривается глупость людей, соглашающихся воевать, подверженных массовому заблуждению – что это нужно им самим, что так они спасают страну, семью, любимых. Впустую потраченное время можно было бы пустить на созидание.

Плачевен результат…

Lado


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

5 комментариев к  „38-я параллель“

  1. Дмитрий Шахов 22.11.2009 18:06

    Краткий пересказ фильма?

  2. Philo 22.11.2009 19:08

    +1

  3. Яна 22.11.2009 19:48

    Судя по описанию, фильм — жестокий вынос мозга

  4. Jekyll 22.11.2009 22:07

    Не могу не согласиться с последними словами автора. С предпоследними, (про потраченное время) тоже. А предпредпоследний абзац окончательно превратил мою 38-ю извилину в параллель. Цитирую, с сокращениями:

    «Сентиментально и прямолинейно происходит ДЕГРАДАЦИЯ и СТАНОВЛЕНИЕ личности.» «Дурацкая война — Война человека с самим собой.» «Ровно тоже самое, но... все наоборот.»

    Желаю творческих узбеков.

  5. Lado 23.11.2009 23:36

    Всем спасибо за комментарии!

Оставить комментарий или два