22.08.2010

Абстракционизм в садоводстве

сад

Очень хочется коснуться такой интересной и для многих очень важной темы – как закладка и обустройство сада на приусадебном участке. У многих возникают расхождения во взглядах по поводу такой темы. Но может, прочитав историю одного завзятого садовода, Вам что-то понравится или же просто пригодятся его советы по обустройству сада.
Вот его история.



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

С большим наслаждением вспоминаю старый прадедовский сад, который был
лучшим местом для наших детских забав. Поэтому любовь к саду мне была
привита еще с детских лет, а первые деревья я начал сажать уже в
8-летнем возрасте.
Так случилось, что в 14 лет я оставил родные места, а когда вернулся
через 30лет, то сад был настолько заброшен, что реставрировать его не
было возможности. Из 350 деревьев я оставил только двух <<старожилов>>:
яблоню, которая была ровесницей Т.Г.Шевченко, и шелковицу, которая
могла <<помнить>> времена Богдана Хмельницкого.
Закладывая новый сад, я решил использовать старинный стиль
архитектурного садоводства — стиль формализма, когда деревья в саду
размещают правильными рядами.
За несколько лет удалось выполнить титаническую работу: изменить
ландшафт местности, т.к. склон был очень крутым, восстановить
плодородный слой почвы, водоснабжение и посадить около 500 фруктовых и
100 деревьев лесных пород. Но с приближением к завершению
архитектурной композиции сада я, к величайшему сожалению, не ощущал
удовлет, водоснабжение и посадить около 500 фруктовых и
100 деревьев лесных пород. Но с приближением к завершению
архитектурной композиции сада я, к величайшему сожалению, не ощущал
удовлетворения, скорее наоборот: с каждым днем убеждался, что делаю
что-то не то. Сад, который был очень удобным для обработки, орошения с
сбора урожая, не приносил внутреннего наслаждения. Он больше напоминал
промышленный сад, который при всех своих преимуществах не является
выразителем единства природы и человека.
И тогда, при дальнейшей перепланировке, я старался придать ландшафту
естественный вид — <<счастливой случайности природы>>. Прямые линии
посаженых деревьев были дополнены свободными кривыми согласно
ландшафту местности. Получилось сочетание западного формализма с
восточным натурализмом.
Сад также был дополнен искусственным водоемом, извилистыми тропинками
и травяными бордюрами, а еще — пасекой на 11 пчелосемей. Нововведения
значительно улучшили эстетический вид сада, но, находясь в нем, я, как
раньше, ощущал, что чего-то не хватает.
После прогулки в лес, который очаровал меня своим природным уютом, в моей памяти воскресли картины детства, вызвавшие ощущение покоя и неизъяснимое наслаждение.
Деревья стояли вперемешку: дубы, ели, сосны, березы, бересты, осины, клены. Такое их расположение придавало лесу особый уют, подчеркивало природную первобытность.
От восхищения я чуть не закричал: «Вот что я потерял…и так долго искал!»
Сад, в котором прошло мое детство, практически ничем не отличался от этого леса.
Приятное восприятие человеком абстракции в архитектурной композиции сада только подтверждает неразрывную связь человека с природой.
На протяжении следующей осени и весны я изменял свой сад, придавая ему абстрактный вид. Основой во время посадки деревьев были не прямые и кривые линии, а ландшафт местности. Деревья сажал, объединяя разные породы и сорта, а также учитывая разнообразные оттенки в разные времена года.
Сад менялся, как говорят, «на глазах», чем-то напоминая лес. Возможно, с высоты птичьего полета он был не таким красивым, но ведь мы не птицы, и не летаем, а ходим по земле. И нам важно, что мы ощущаем именно здесь, на своем месте.
Хотя, возможно, абстрактная композиция сада, естественно сочетающаяся с ландшафтом местности, нравится и птицам. Ведь, вероятно, не случайно вскоре в нашем саду поселились филины, которые когда-то, после выкорчевывания старого сада, покинули его.
Безусловно, достигнутый результат – еще не венец творения, т.к для полного завершения архитектурной композиции сада нужны годы. Но и первые результаты вселяют уверенность в правильности задуманного.
В разговорах с садоводами мне не раз приходилось выслушивать сомнения по поводу целесообразности использования стиля абстракционизма в архитектурной композиции сада, дескать, при хаотическом размещении деревьев возникают дополнительные затруднения в обработке почвы, во время полива, сбора плодов, снижается урожайность.
Сначала у меня возникали такие мысли, но, обустраивая сад, я убедился, что это не так. Сейчас на большой части нашего сада деревья растут « в режиме леса», т.е. почва между ними засеяна многолетними травами, которые подкашиваем не чаще одного раза в месяц и не убираем покосы. Только важно помнить, что перед высевом многолетних трав в саду необходимо избавится от сорняков.
В саду уничтожаем сорняки, сочетая физический и биологический способы борьбы с ними. Участки земли, запланированные под сад, на которых не будем выращивать овощные культуры, культивируем немедленно после урожая овощей. Через 7-10 дней проводим предпосевную обработку боронами и высеваем рапс или горчицу. Сделать это надо не позже третьей декады августа. Оба эти растения при сплошном высеве довольно успешно вытесняют сорняки и обогащают почву питательными веществами.
В середине мая рапс или горчицу скашиваем и после уборки покосов высеваем многолетние травы (как правило, одну из разновидностей садовой травы). Таким образом, проблема с сорняками и обработкой почвы в целом решается довольно просто и с минимальными затратами труда.
Построив стационарную фонтанную и капельную поливную систему, решили проблему полива сада. Кроме того, при содержании сада «в режиме леса», т.е. с ковровым травяным покровом, почва надежно защищена от эрозии, как при частых поливах, так и во время ливневых дождей.
А относительно трудностей во время сбора урожая, то они не ощутимы, ведь этот процесс на приусадебном участке отличается от промышленного.
Хаотическое смешанное расположение деревьев в саду значительно улучшает их взаимоопыление.
Таким образом, рассмотрев все «за» и «против», я предпочитаю абстрактную композицию сада на приусадебных и дачных участках.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

1 комментарий к  „Абстракционизм в садоводстве“

  1. Елена I 23.08.2010 10:14

    У моей мамы есть 3 сотки. Раньше там можно было заниматься садоводством. Рука у мамы не очень, сажать деревья и кустарники привлекали меня. Но у мамы основной принцип ландшафтного дизайна — чтобы каждый клочок земли был занят. Зато огромное видовое разнообразие. Было очень тесно и никакой геометрии. Сейчас полное запустение, каждый год пожары и от сада осталось деревьев 10, которые уже почти не плодоносят.

Оставить комментарий или два