25.06.2010

Берегите своих стариков

1268481429170



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

Как же нас раздражают порой старики. Раздражают тем, что медленно ходят и шаркают ногами, не спеша говорят и витиевато выражают свои мысли. Они ничего не хотят и во всем нуждаются, но никогда ничего не попросят. Они скрывают свои болезни до «скорой помощи» или бесконечно жалуются на прострел в спине, ломоту в ногах и головную боль, но наотрез отказываются ехать в больницу или серьезно обследоваться. Ты приносишь им любимый чай, а они поджимают губы и кладут на дальнюю полку, ведь соседка сказала, что липа вредна, а надо пить сенну. Они намекают на твою неправедную жизнь, и, кажется, слишком уж переживают о твоей карьере и семье, дают нелепые советы и навязывают несовременные поучения. Они требуют все больше внимания, ничего не требуя, но являясь вечным укором твоей занятости, в которую они не верят. И ты досадуешь, что вместо встречи с друзьями нужно бежать в аптеку за глупым аспирином или в магазин за смешным ситро. Тебе постоянно хочется проветрить пропахшую больницей комнату и выбросить многолетний хлам их жизни, навести свой порядок в их шкафчиках и шкатулках. Их нужды кажутся тебе столь же нелепыми, как и вся их оставшаяся жизнь. Ты же точно знаешь, что они не живут, а доживают. И только в невинном детстве эгоизм спешит порядок в их шкафчиках и шкатулках. Их нужды кажутся тебе столь же нелепыми, как и вся их оставшаяся жизнь. Ты же точно знаешь, что они не живут, а доживают. И только в невинном детстве эгоизм спешит под руку с честностью: «Бабушка, а когда ты умрешь?»
А потом старики умирают. И хоть ты годами этого ждешь, умирают они всегда внезапно и как-то не вовремя. И ты быстро оформляешь нужные бумаги, выполняешь все необходимые обряды и «хорошо» провожаешь их, еще не зная, что у тебя стариков больше никогда не будет. Ты глубоко в душе радуешься, что они, наконец, отмучились. А потом долго не можешь поверить сам себе, как может существовать твой мир без них. Тебя невпопад настигают воспоминания о лучших в мире пирожках и варенье, о проводах тебя школу, о замазывании разбитых коленок зеленкой и о сказках перед сном. И, порой, так остро возникает желание спросить совета, услышать слова одобрения и, сделав что-то важное, ты привычно думаешь: «Отцу бы показать, как у меня здорово получилось» или «Бабушка бы похвалила», «Маме понравилось бы» и осекаешься. И снова не можешь поверить, что уже никогда-никогда ты не сможешь похвастаться без страха зависти, никто не похвалит так, как это умела делать только мама, никто не будет с таким восторгом рассказывать о твоих детских шалостях соседкам, как бабушка.
И уже не хочется выбросить все старые вещи, и ты откладываешь в пакет тонометр и сердечные со стариковской мыслью: «А вдруг пригодится». И ты чаще начинаешь просматривать старые, но тщательно сохраненные альбомы с фотографиями – единственное место, где осталась эта жизнь, пройденная от улыбающегося малыша в коляске до дедушки, окруженного внуками.

И перехватывает горло от желания сказать что-то теплое, хотя бы ту недосказанную сотню «спасибо». Или предложить сбегать в магазин за глупым ситро или в аптеку за ненужными лекарствами. Вдруг понимаешь, что времени у тебя появилось намного больше, и вот теперь бы ты точно помог, сбегал, принес, но уже некому. Ты с досадой на себя вспоминаешь, что ты редко звонил бабушке и проведывал родителей раз в две недели, и тебе это время казалось потерянным, катастрофой, вырывающей из такого быстрого потока жизни, когда нужно успеть на работу, в командировки, замуж, на футбол, с друзьями на пиво. Сейчас тебе стыдно, что ты так мало времени тратил на своих стариков. Но, ни его, ни их не вернуть, и остается только жалеть, досадовать и поглубже в душу засовывать это недовольство.

И все чаще ловишь себя на мысли, что твоя улыбка похожа на бабушкину, а сейчас ты говоришь точно как мама, и любишь то же, что отец. И теперь-то ты все понимаешь и хочешь предупредить, предостеречь тех, кто еще не терял своих стариков: «Берегите своих стариков, их место скоро займете вы».

Hel


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

18 комментариев к  „Берегите своих стариков“

  1. Tana 25.06.2010 15:24

    А почему же так происходит? Не видим перспективы, но кажущаяся доставшая уже бесконечность вдруг обрывается, и все. Не вернешь.

    Особенно сложно ухаживать за тяжелобольными, тут нужно ангельское терпение порой, а когда они уходят от нас, думаешь, что ухаживал бы до бесконечности, но уже не за кем.

  2. Елена 25.06.2010 15:51

    Да, Tana, действительно, уход за тяжелобольными — отдельная тема самоощущения. Просто в точку.

  3. Круфоко 25.06.2010 15:58

    Хороший пост, все очень метко. Но у нас просто образ жизни сформирован, исходя из ее конечности. Мне очень нравится, как по этому поводу говорят трансгуманисты — «Смерть это болезнь, от нее нужно лечиться».

  4. Елена 25.06.2010 16:12

    Круфоко, да, пожалуй, если бы мы верили, что смерти нет, то радовались бы и за умерших и с удовольствием ждали собственной смерти. Христинство запугало нас.

  5. Круфоко 25.06.2010 16:59

    Елена, это Вы что-то загнули :). Если говорить, что смерти нет — это значит, что ее нет, т.е., никто не умирает и не может умереть. В противном случае она есть. Хоть я и не поклонник христианства, но оно тут не причем.

    Я знаю, что экзестенциализм немного помогает, если уж совсем тошно становится. В чем проблема религиозного представления — в том, что на заднем фоне ума человек все еще надеется, что это — еще не конец. А экзестенциализм, как я его понимаю, это буквальное «смысла нет, бога нет, и всем на вас насрать». При такой ультрапозиции, если ее принять честно, других выходов не остается, и тогда становится легче, потому что других вариантов попросту нет.

    А по поводу того, что нужно беречь старых людей, потому что мы сами станем такими — это да... это правда, но не вся. У нас просто нет разумного эгоизма. Если воспитывать ребенка — значит, всю жизнь положу, но воспитаю. А разграничить свое время так, чтобы заложить финансовую основу для:

    1. себя

    2. ребенка

    3. на свою старость, когда ребенок уйдет в свободное плавание — то такое мало у кого получается, потому что у нас все любят самопожертвование, долг, и прочее, потом так приятно сказать: я, мол, на тебя всю жизнь потратил/потратила, теперь ухаживай за мной.

    Но я не то хотел сказать. Вся наша культура построена на том, что смерть — это закон природы, и все когда-то умрут. Начало и конец, нормальное движение. А мне нравятся эти беззалаберные ребята, которые заявляют: А смерть это болезнь, чуваки. От нее лечится надо 🙂

  6. Виталий Сердюк 25.06.2010 18:33

    Да, Круфоко, ты прав, как правы экзестенциалисты (хоть правильно я написал?;) ).

    От себя добавлю — и лечиться активно, не таблетками и прочими лекарствами, а движением. За что и агитирую (кто не в курсе, читай мой

  7. Елена 25.06.2010 18:41

    Круфоко, основа нашего мировоззрения именно религия, у нас — христианство. Вот и боимся мы смерти. И не потому, что за ней ничего нет, а потому, что есть опасение, что что-то есть, но далеко не лучшее. Расплатой нас пугает религия.

    Как не парадоксально, но даже если ребенка совсем не воспитывать, все таки хочется, что бы кто-то близкий подал последний стакан воды и закрыл глаза. Неужели вы готовы остаток дней (месяцев, лет) провести в доме престарелых и отягощать чужих санитарок?

    Трансгуманисты, конечно, прикольные ребята. Но только верой у них не отделаешься. Вы лично не сможете преодолеть смерть просто потому, что так хотите. Здесь должна постараться и медицина. А глядя на сотни умирающих от рака, трансгуманизм остается лишь прикольной идеей.

  8. Виталий Сердюк 25.06.2010 18:59

    Фу ты.. снова камент раньше времени сорвался 🙁

    ...(кто не в курсе, читай мой блог).

    ...хотя всё-таки экзистенциалисты 🙂

    Я вот не далее как вчера прочитал об исследованиях американских учёных, которые они проводили в течение более чем 20 лет над группами пожилых людей — бегающих регулярно, бегающих периодически, и совсем не бегающих.

    Об этом в своём блоге статью напишу, своё видение так сказать освещу.

    Сейчас же анонсирую — даже нерегулярно бегающие значительно увеличили продолжительность своей жизни, причём активной и здоровой. Это я о здоровой старости.

    Но в посте Елены речь не совсем об этом (я тоже ушёл в сторону).

    Отличная статья! Да, молодыми мы не думаем о старости. Даже своим дедушкам-бабушкам, да и родителям, у кого они преклонного возраста, сочувствуем скорее всего формально, по инерции. А она (нет, не старуха с косой, — старость) подкрадывается незаметно. И ты уже в в этой роли, в роли старика. Грустно становится. Мне уже 63, но стариком себя вроде не считаю — бегаю, работаю, возрастных изменений пока не ощущаю. Но вот каждый второй о возрасте напоминает. И начинаешь думать...

    А с другой стороны я даже рад, что мне уже 63, и прекрасно понимаю чувства моей мамы, которой уже 84, и за которую мы, трое сыновей переживаем, беспокоимся, за которой вместе с невестками ухаживаем. И я вот не перестаю себя всё время ругать, что не научил её в своё время активно относится к физической культуре, к тому же бегу. Сейчас она, может быть и понимает его достоинства, но уже не может (или не желает 🙁 )

    Так что — за активную старость и экзистенциализм!

    И не забываем о родных стариках. Ведь они тоже были молодыми и красивыми. А сейчас слабые и не всегда лицом и телом симпатичные.

    Но мы ведь тоже такими будем?

  9. Круфоко 25.06.2010 19:14

    Елена, а я разве говорил, что ребенка не нужно воспитывать? 🙂 просто всему свое время, сначала воспитание, потом проходит время, и ребенок уже не ребенок, и у него теперь своя жизнь, и он должен сам набивать шишки. И как бы родителям не было больно, это нормальный процесс адаптации.

    Вообше, мне кажется, родители должны быть такими, как раньше, в 18-19 веках: любящими, но слегка отстраненными.

    Я сегодня шел на работу, и видел, как сын кричал отцу: — Ты козел! Ты не понимаешь ребенка! Ты меня достал! — и это пацану лет 8-9. Честно говоря, у меня даже рука зачесалась. Я не садист, но если бы это был мой сын, я бы ему подзатыльник влупил хороший. И, наверное, еще по жопе, для профилактики.

    Дело в том, что при хорошем отношении всегда садятся на шею. Еще никто не придумал, как это исправить. Хорошего понемножку, что называется.

    Хотя все это хрень, если честно — я посмотрю, что буду делать, когда у меня будет ребенок 🙂

    А трансгуманизм это, скорее, название идеи, которая обобщает представления людей о том, как технология может поднять жизнь на новый уровень.

    По поводу старости и молодости — я недавно рассказ написал. Чтобы не вышло рекламы, ссылку не даю, он у меня в блоге называется «Эзра». Если захотите, почитайте.

  10. Елена 25.06.2010 21:34

    Виталий Сердюк, согласна, что образ жизни дает преимущества и с возрастом к этому начинаешь относиться щепетильнее. Но главное — самоощущение. Кстати, я очень рада, что вы не подписываетесь «дед Виталя»!

  11. Елена 25.06.2010 21:38

    Круфоко, вам не сядут на шею, если вы того не захотите 🙂 Согласна, слишком уж пестовать детей ни к чему, но я писала как раз наоборот о том, что мы можем позволить себе пестовать стариков, да все нам некогда ровно до тех пор, пока не становится поздно.

    А рассказ сейчас почитаю. Люблю ваши рассказы 🙂

  12. kisuhvostik 25.06.2010 22:30

    Мне так близки ваши переживания. Очень тяжело терять стариков...

    Громкий разговор людей на улице прикрывается форточкой и… тишина. Только тиканье часов, да еле слышный шум от вентилятора в ноутбуке. Чашка чая рядом на столе и кусочек шоколада, приготовленные на завтра книги и плеер с музыкой – кажется, что ничего не изменилось. Но все стало по-другому, будто перевернулось с ног на голову. Все привычные вещи вокруг стали совершенно другими, уже другие эмоции и другая реакция на происходящее…

    Сегодня был удивительно теплый солнычный день. Поднимая глаза к небу и щурясь от солнца, я думала о тебе, о том, что у тебя все хорошо, казалось, что ты улыбаешься. Ты поселился в моих мыслях, занимая их целиком и полностью, и продолжаешь меня учить жизни, подсказывать мне правильные поступки. Я верю, что ты всегда будешь рядом со мной, по-другому просто не бывает. Растворившись частью моей души, ты поселился в сердце, навсегда сохранив себя в моих воспоминаниях…

    Пусто стало без твоих глаз, без твоих справедливых слов, без назидания твоего и участия. И тишина стала какой-то особенной, многозначительной и неизбежной. Я стала прислушиваться внимательнее к каждому вздоху и скрипу – жду тебя. Иногда кажется, что вот-вот распахнется дверь, и звук твоих шагов, шорох по ковру твоих мягких тканевых тапочек наполнит мои ожидания смыслом. Невероятно сложно поверить, что ты больше к нам не вернешься. Никогда…

  13. Krufoco 25.06.2010 23:09

    «А рассказ сейчас почитаю. Люблю ваши рассказы» — спасибо, мне очень приятно. И кстати, мне тоже больше нравится, когда дед Виталя подписывается Виталий :).

  14. Виталий Сердюк 26.06.2010 01:49

    Елена, Виктор, я подписываюсь и дед Виталя. Мне нравится. Кагбэ бренд. А знаете, откуда пошло?

    Вкратце. Идеолог и спонсор ТРУ Дима Шахов в мае 2008-го проводил обзор блогов. Подопытные были «смертниками». Смертником №5 вызвался и я. Так вот, Дима в хорошем смысле обозвал меня дедом. Ну а кто я иначе, 61-летний? Ещё и высказался — имени деда в блоге не нашёл. Зато я быстренько подсуетился и стал самозванцем дедом Виталей. Мне это, в подкорке головного мозга «пацану», очень польстило. А потом начал принимать реальные очертания бренд деда Витали. Во всяком случае, часть Рунета меня под этим именем уже знает. Так что дед Вмталя — это не намёк на возраст, а символ 😉

  15. Елена 26.06.2010 11:08

    kisuhvostik, в самом деле близки. Мне нравится, что ваши чувства светлые и легкие. Так нужно суметь почувствовать. Спасибо.

  16. Елена 26.06.2010 11:16

    Krufoco, прочла ваш рассказ. Написано отлично, но сама идея ненужности стариков меня с некоторых пор не впечатляет. Подумала, а почему китайцы выбрали противоположный путь — не стариков убивать, а не стимулировать рождаемость? Кажется, китайцы знают толк в стариках.

  17. Елена I 26.06.2010 11:22

    Насчёт «Никогда не попросят» я бы поспорила. Не то слово. Требуют!!!

  18. Елена 26.06.2010 11:50

    Елена I, может и хорошо, когда требуют. Гораздо тяжелее, когда молчат немым укором.

Оставить комментарий или два