12.02.2011

Чисто одесский воздух. Часть 1

Чисто одесский воздух

Наконец-то я побывала в Одессе. Давно хотела увидеть этот легендарный город, и знакомые там есть, да всё как-то не получалось. И вот этим летом, в разгар зноя и смога всё-таки выбила себе неделю отпуска и решила осуществить-таки давнишнюю мечту. Сначала колебалась: не рвануть ли в Турцию, где отдых обошёлся бы дешевле, но теперь не жалею о сделанном выборе. И дело не только в том, что меня в Одессе ждали. Встретили, всячески гуляли, а затем душевно проводили. Нет – всё-таки покорил сам город, хоть увидела я лишь небольшую его часть, а увиденное не совпало с образом, который давно сложился по книгам и фильмам. Но – по порядку.

data-ad-format="horizontal">

Покидая 7 августа укутанную плотным смогом Москву, я чувствовала себя дезертиром. Слава богу, что летела из Шереметьева, которое исправно работало. А более удобные дневные рейсы, которые забраковала моя недремлющая жаба (билеты в полтора-два раза дороже, с ума обалдеть!), были в тот день задержаны в Домодедове часиков так на девять. Аккуратный «Боинг», которому я доверила отвезти себя к морю, принадлежал украинской авиакомпании. Он взлетел почти вовремя, а в воздухе находился даже меньше запланированных двух часов. Полёт несколько омрачили дружно орущие дети, коих было на борту немеряное количество, а также одно полупьяное тело, сидящее передо мной. Тело всю дорогу требовало спиртного и всячески нарушало общественное спокойствие, ни в чём не уступая детишкам.

Любопытно, что стюардессы между собой и с пассажирами разговаривали по-русски,й. Тело всю дорогу требовало спиртного и всячески нарушало общественное спокойствие, ни в чём не уступая детишкам.

Любопытно, что стюардессы между собой и с пассажирами разговаривали по-русски, но объявления делали на двух языках: английском и украинском. Сполна же я оценила коварство братьев-славян лишь на обратном пути. Гражданам Украины стюардессы предложили заполнить миграционные карты уже в самолёте, незадолго до посадки в Москве. А «дорогие россияне» мыкались с заполнением карт в набитом до предела аэропорту Одессы. Перед нами приземлилось ещё два рейса, и формальности заняли очень много времени.

Духота южной ночи показалась прохладой по сравнению с тем кошмаром, из которого я сбежала. Сухой и тёплый воздух имел незнакомый, но очень приятный запах. Я так и не поняла, чем пахнет ночная Одесса. Похоже на смесь специй, но каких? Не знаю…

Меня встречали трое заочных знакомых, все – с портала «Графоманов.нет». Алёна, Ирина и Сергей, муж Ирины. Облобзали, усадили в машину и отвезли на квартиру, которую забронировала для меня Алёна. Купив незадолго до возвращения домой карту Одессы, я поняла, какой подвиг Алёна совершила. Найти в разгар сезона квартиру всего за 25 американских тугриков в сутки, да чтобы до моря было четверть часа прогулочным шагом…

Кто не был в Одессе, знайте: «жемчужина у моря» – огромный город. Огромный! Причём, сами одесситы считают, что у них всё – рядом, прямо-таки рукой подать. Алёна, с которой мы виделись почти ежедневно, приходила ко мне пешком. Подумаешь – полчаса по жаре! Не ехать же в набитом трамвае.

data-ad-format="auto">

Одесса5

Меня поселили в Удельном переулке (Удiльный провулок) – коротком тупичке, идущем в сторону моря от Французского бульвара. Я давно не бывала на Чёрном море и подзабыла, что именно в тех краях называется квартирой. Двор застроен одноэтажными хибарками, внутри которых – что-то вроде гостиничного номера средней руки. Небольшая комната, половину которой занимает трёхспальная кровать, и санузел с душевой кабиной. Помимо кровати, в комнате есть маленький холодильник, раковина-мойка, набор необходимой посуды, журнальный столик, стул, зеркало и крючки-вешалки на стене. Всё чистенько, аккуратно.

Беда состояла в том, что предыдущие постояльцы сломали вентилятор. Хозяйка сказала, что постарается купить новый, а пока принесёт мне «дуйку». Кажется, этот прибор называется «Ветерок»: такая штучка с пропеллером, который гонит либо холодный, либо горячий воздух. Словом – дуйка, иначе и не скажешь. Помогала эта дуйка, если сидеть вплотную к ней. Вентиляторы прошлым летом и в Одессе были страшным дефицитом, поэтому спать мне пришлось при открытой двери. Типа «заходите, люди добрые». Но никто мой покой не потревожил. То ли я жила слишком далеко от криминальной Одессы, то ли хозяйская овчарка была слишком хорошо известна в округе.

Тогда, в ночь прилёта, я лишь кое-как разобрала чемодан и рухнула на многострадальное ложе. Долго не могла уснуть. Было жарко, напротив приоткрытой двери сиял и подмигивал фонарь, а снаружи доносились звуки, похожие на шум прибоя. Именно это не давало покоя: откуда здесь прибой, ведь море – вовсе не за углом?

Одесса6

Как выяснилось на следующий день, прибой имитировали шины автомобилей, едущих по брусчатке Французского бульвара. По брусчатке, которая помнит Пушкина…

Алёна зашла за мной поутру, чтобы отвести на пляж и самой там побывать, кстати. Жители курортных городов, как известно, почти не купаются и не загорают. Дорога к морю оказалась приятной. Буквально сотня метров по ослепшему от солнца бульвару, затем – под каменную арку и дальше – вниз, вдоль канатной дороги, в тени каштанов и акаций. То по лестницам, то – по дорожкам, выложенным каменной плиткой. Вот прямо шла бы и шла – мимо киосков с сувенирами и теннисных кортов, – зная, что впереди ждёт и вздыхает обо мне море. А в вышине, чуть справа, плывут над кронами деревьев разноцветные кабинки канатной дороги. Почти все – пустые. Алёна меня поначалу напугала. Мол, ненадёжное это сооружение, лучше не рискуй. Но, вскарабкавшись пару раз в горку, я решила, что риск – дело благородное, и тех пор возвращалась с пляжа только канатной дорогой. О! Это – редкий кайф, о котором поведаю чуть позже.

Оговорюсь сразу: море в Одессе – далеко не фонтан. Оно хорошо разве что как часть пейзажа. Ещё радовал прибой. Покачаться на волнах – редкое удовольствие. В остальном же… Ниже среднего. Однажды я решила сходить на пляж ещё и вечером. Лучше бы не делала этого! Солнце уже ушло, пляж был в тени, прибой утих, и вода оказалась теплее воздуха. Знаете, даже мне, фанатке морских купаний, не понравилось плавать в этой тихой-тихой, очень тёплой, жёлтой и солёной жидкости. Прямо-таки сеанс уринотерапии.

Одесса7

С водой там вообще беда – что с морской, что с водопроводной. Я имела глупость заварить себе чайку – вечером, когда приехала, и наутро. Мой лужёный внутренний мир даже на кипячёную воду разобиделся до полного расстройства. Словом, отдых в Одессе прошёл под знаком пива, соков и водички в бутылках. Нормально и даже замечательно, ведь я всё равно не люблю «пакетиковый» чай.

data-ad-format="auto">

Алёна в тот самый первый день, воскресенье, отвела меня на бесплатный пляж. Там не было шезлонгов, имелась всего одна кабинка для переодевания, а народ валялся довольно кучно.

– Что сие значит? – спросила я подругу, увидев, что примерно в семидесяти метрах от берега, в море, стоят люди по колено в воде. Сразу вспомнился мой единственный «заплыв» в Юрмале. Тогда, ранним туманным утром, я долго-долго шла по мелководью в надежде всё-таки окунуться в воды Балтийского моря. Берег уже пропал из виду, и я начала опасаться, что вот так вот и добреду до самой Финляндии, а глубина была – чуть выше колена. В результате пришлось, разогнав подальше водоросли, ложиться на пузо и воображать, что плывёшь. Мышцы ног потом неделю болели, кстати, ведь возвращаться пришлось так же – вброд.

– Они на волнорезе стоят. Загорают, – пояснила Алёна.

То есть, параллельно берегу есть бетонная стенка, не дотягивающая до поверхности воды примерно на полметра. Вот такой в Одессе волнорез. Раньше, ещё в советские времена, мы часто ездили отдыхать в Феодосию. Там волнорезами назывались длинные боны, идущие в море перпендикулярно берегу. Ладно. Сплавала я к волнорезу, но вставать на него не захотелось: оброс тиной, скользкий и неприятный. Я просто перетекла через него вместе с волной, но вскоре вернулась. За волнорезом море было точно таким же: ничуть не прохладнее и не прозрачнее. Но море есть море – лично мне достаточно самого процесса бултыхания в нём.

Ближе к полудню стало серьёзно припекать. Пусть в Одессе этим августом было прохладнее, чем в Москве, но всё равно за тридцать. Народ, приплясывая на раскалённом песке, выстроился в очередь у единственной кабинки. Мы же, окунувшись напоследок и набрав морской воды в пластиковую бутылку, покинули пляж, как были – в купальниках. Алена посоветовала быть проще. В самом деле, зачем усложнять себе жизнь? Уж кто-кто, а одесситы сторонники простоты. Поднявшись на набережную, мы сполоснули ноги водой из бутылки и переоделись прямо у парапета. Затем Алёна купила две бутылки пива, которые были выпиты нами в тенёчке, на лавочке, под сигареты и ленивый трёп.

Но пиво в жару имеет скверную привычку заканчиваться с удручающей скоростью. Я заявила, что чувствовать себя нищей в чужой стране унизительно, и Алёна повела меня менять деньги. Минутах в десяти ходьбы от переулка, в котором я жила, есть замечательный супермаркет «Сiльпо», в котором есть всё, и обмен валюты в том числе. В «Сiльпо» мы и отправились, по пути забросив пляжные сумки домой.

Я так и не поняла, почему Французский бульвар называют бульваром. Посередине у него проезжая часть, вымощенная брусчаткой, а по сторонам – трамвайные пути и тротуары. Как-то вечером, гуляя с Алёной по центру, я спросила, как называется классический бульвар, мимо которого мы проходили: проезжие части по краям, в середине – пешеходная аллея. Подруга ответила, что это какой-то проспект. Название я забыла, простите великодушно.

Одесса12

Запомнился один дядечка, которого мы видели по дороге в «Сiльпо». Сидит, весь такой в майке, трениках и домашних шлёпанцах, практически на тротуаре, и чистит рыбу, аккуратно расстелив газетку.

– Правильно, – объяснила Алёна. – Зачем же дома рыбой вонять?

А на обратном пути, обменяв деньги и купив кое-каких продуктов и напитков, мы прошли мимо абсолютно счастливой псины. Уж не знаю, откуда взялась эта лужа на тротуаре, но посреди неё томно раскинулся огромный, лохматый, весь в колтунах, барбос. Он провожал прохожих осоловелым взглядом и блаженно улыбался…

data-ad-format="rectangle">

17 комментариев к  „Чисто одесский воздух. Часть 1“

1. Евгений 12.02.2011 15:25

Отличное погружение, читал и представлял.

Хочется куда-нибудь съездить, чтобы вот так же — феереить воспоминаниями.

2. Алена 12.02.2011 15:46

Марииш, читала и улыбалась от приятных воспоминаний!!!

Повторить бы это еше не раз)))

Спасибо тебе, дорогая!!!

та самая Алёна)

3. Евгения Табурянская 12.02.2011 16:48

увы, Одесса летом для меня — мимолетное воспоминание, когда мы ездили на корпоратив (нас, правда, отвезли на ТАКУЮ базу, что жаловаться грех), зато чаще мы ее видели в совсем другом качестве — вылезаешь осоловелый из поезда в 6-50 утра, поесть, кроме Мака, негде, а впереди день, полный совещаний, нагибаний и прочих ужасов )))

4. Марина В. 12.02.2011 17:23

Жень, твою Хакасию тоже легко было представить. Эх, моя бы воля, каталась бы я по дальним странам не реже трёх раз в год. Мечты-мечты...

Алёнка, пропащая ты душа! Как же я тебе рада! Напомни, плиз, название того проспекта, который выглядел бульваром 🙂

Евгения, сочувствую. Конечно, отдыхающий человек и работящий любой город видят по-разному.

5. Елена I 13.02.2011 15:32

В Одессе мне посчастливилось побывать дважды в командировках. Город меня просто-таки очаровал. Тоже были всякие приключения, но безобидные.

6. Марина В. 13.02.2011 15:40

Спасибо за отзыв, Елена.

Я надеюсь ещё вернуться в Одессу. Вернуться и поприключаться там 🙂

7. Виталий 13.02.2011 17:36

— ...Умру, если не увижу Каспийское море! — писал в

начале 19 века человек-Космос, великий немецкий учёный и путешественник Александр фон Гумбольд. И побывал, конечно, в тех краях.

Так и я в своё время задался целью посетить Одессу (которая, конечно же, в противоположность Баку, стоит на Чёрном море), не дожидаясь старухи с косой 😉

Побывал в этом городе впервые сравнительно недавно. Сказать, что Одесса меня, вовсе не чайника в туризме, поразила, это практически не сказать ничего.

И мне очень запомнился запах её воздуха, он особенный, равно, как и запах воздуха на ЮБК, за которым я постоянно скучаю и периодически стараюсь проверить своё обоняние снова...

А ещё знаменитый одесский говор, с акцентом, который не спутаешь ни с каким другим, а ... впрочем не буду.

Марина напишет интереснее. С нетерпением ждём продолжения!

8. Марина В. 13.02.2011 17:48

Виталий, продолжение (точнее, окончание) уже ждёт своей очереди на публикацию 🙂

9. Алена 13.02.2011 18:05

Одесса прекрасна с весны по осень. Говор, Виталий, уже не тот, к сожалению. Коренные жители разъехались и увезли с собой почти весь местный колорит.

Мариш, проспект назывался Александровский)))

10. Марина В. 13.02.2011 18:09

Алёнка, спасибо! Теперь не забуду 🙂

А с особым говором в Одессе напряг, да. Носителей почти не осталось. Всего пару раз я слышала характерные интонации. Жаль...

11. Людмила 13.02.2011 19:13

Ах, Одесса! Лето, море... Не была в этом удивительном городе, но как будто бы и была... По крайней мере, ощутила всю прелесть приморского рая. Странного, многолюдного, пестрого.

12. Евгений 13.02.2011 19:34

Про Хакассию — нынче я надеюсь снова туда сгонять, добрать впечатлений, с нормальным фотоаппаратом... или — на Телецкое.

можно, конечно, ограничиться Обским «морем», но это уж совсем на крайний случай, ибо под боком, и ничего там особого не имеется, окромя антуража 🙂

а вообще — мечтается о променаде по старым городам Европы.

13. Катерина 13.02.2011 19:52

Как сама побывала, жду часть 2.

14. Марина В. 13.02.2011 19:59

Людмила, будет возможность — съездите. Не пожалеете 🙂

Жень, «нынче» — это когда? Прямо зимой? О_о

На Обском море я бывала в глубоком-глубоком детстве, поэтому почти ничего не помню. Племянник моей бабушки был большой шишкой в Академгородке. Мы гостили у них несколько месяцев.

15. Марина В. 13.02.2011 20:05

Европа это хорошо... Но для меня отдых — это рядом с водой. Как-нибудь напишу о двух походах на Онегу. Ох, и классно там было! 🙂

Катерина, часть 2 на подходе. Есть надежда в скором времени дождаться 🙂

16. Тамила Тарасенко 14.02.2011 17:41

М-да, а что, с одесским морем действительно все так плачевно? Или это первое впечатление, так как лето прошлое было, как бы помягче?

Слишком жаркое.

Кто из знакомых не вернулся с моря, все жаловались, что в крыму, что с Азовского.

Хотя Одесса — это да... Свой собственный отдельный мир, не похожий ни на какой другой город.

Даже странно, кто-то едет туда из Москвы, а я из Запорожья никак не выбирусь, только детские восоминания остались...

17. Марина В. 26.02.2011 01:05

Тамила, извините: только сейчас увидела Вашу реплику.

Не то, чтобы совсем уж плачевно с морем, но... Есть, с чем сравнивать, вот в чём дело. Пляжи в Одессе песчаные. Плюс прибой. Вода по определению не может быть чистой. Да и с очистными сооружениями, насколько мне известно, там беда. Ведь были годы, и не так давно, когда одесские пляжи вообще закрывали...