23.05.2011

Меняем лица. Цена:

litso

Представляю недоумение от заголовка ). Но — суть изложена ниже...



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

В недалеком, а может уже и далеком, слишком уж быстро шагает нынче прогресс, в общем – в 1997 году от рождества Христова на киноэкраны вышел достойнейший фильм-блокбастер от мэтра жанра «экшн» Джона Ву «Без лица».

Сам по себе фильм примечателен многим – и сюжетом, которому любой может позавидовать по степени проработанности и фантазии, и игрой актеров, и отличной режиссурой, короче – практически всем. Но в разрезе предлагаемой темы для разговора фильм интересен парой сцен, на которых, собственно и зиждется сюжетная канва фильма – зрителю показывают, как новейшие достижения пластической хирургии и генной инженерии позволили двум совершенно разным людям поменяться лицами. Причем, не фигурально , отнюдь. Лица сменили буквально – срезав с одного и приживив другому. Читал отзывы о фильме – было время, когда я активно синефилил/киноманил. Так вот, эта тема там тоже обсуждалась. Само собой – практически всеми была названа чистой фантастикой.

И, как всегда – фантастика на то и фантастика, что предлагает нам, читателям и зрителям, картинки близкого или отдаленного будущего.

Казалось бы, невозможно это – снять лицо с человека и натянуть его другому, как прививают чуждую ветвь на чуждое же дерево. Но… история учит, что … Что нет ничего, что не могло бы стать явью. Особенно – фантастические идеи, касающиеся обиходных технологий.

С момента выхода фильма «Без лица» минуло 8 лет. Всего,ево. Но… история учит, что … Что нет ничего, что не могло бы стать явью. Особенно – фантастические идеи, касающиеся обиходных технологий.

С момента выхода фильма «Без лица» минуло 8 лет. Всего, или целых… по большому счету – без разницы.

Но в 2005 году в новостях промелькнуло известие о том, что в мире состоялась первая трансплантация лица. Хотя, «промелькнуло» – не то слово, событие стало мелкой сенсацией, на которые так богат современный мир.

Эту операцию сделали женщине, атакованной своим любимцем-лабрадором, Изабель Динуар. Домашний любимец выгрыз у нее подбородок, губы, часть носа. Другими словами – съел все лицо, лишив практически всего. Ведь лицо – не кредитная карта.

Тогда хирурги Мишель Дюбернар и Бернар Девошель пересадили пострадавшей новое лицо, от донора – умершей женщины, с идеально подошедшими тканями и мускулатурой лица. Это была первая вешка на пути лицевой трансплантации.
А еще через три года, уже в США, в клинике Кливленда были успешно пересажены 80% тканей и мускулатуры лица женщине, в которую стрелял в упор ее супруг.

Потом была другая операция. С другим человеком. Испанские медики сообщили, что провели операцию по полной пересадке лица. Результат – полный успех. Прошедший операцию пациент выздоравливает.
Пациентом стал мужчина, который был изуродован в результате случайного выстрела. Несчастье случилось пять лет назад, от момента проведения операции. С тех пор он самостоятельно не мог дышать, глотать и разговаривать. Операция длилась 22 часа. В ходе операции были пересажены: вся кожа и мускулы лица. Теперь у него новый нос, губы, скулы и зубы. Все это донорские органы.

Всего какой-то десяток лет, а идея, когда-то казавшаяся полной фантастикой и киношными бреднями – воплотилась в жизнь. Конечно, операция не так легка, как нарисовали зрителю создатели фильма. Она совсем иная. Но, она уже существует! И практически применяется, пусть и требует слаженной работы десятков специалистов высочайшей квалификации.

Будет ли когда-нибудь поток таких операций? Не возникнет ли ситуация, когда смена лица будет доступна любому так же, как доступен, скажем, именной парфюм – дорогой, но все же достижимый.

И, тогда возникает у меня вопрос к вам: если можно использовать донорские органы, то распространяется ли это на донорство лица?

Можно или нельзя использовать полностью лицо чьего-то любимого человека, ушедшего из жизни? Ведь используют почки, глаза, печень, сердце… все то, из чего состоит человек.

Так почему нельзя содрать с него кусок кожи, что являлся при жизни его лицом? Ведь это всего лишь «орган», который мертвому ни к чему. А вот живому...

… to be or not to be ?


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

24 комментария к  „Меняем лица. Цена:“

  1. Евгения Табурянская 23.05.2011 12:24

    жутковатая перспективка... я на это все смотрю с той точки зрения, что, если бы не достижения медицины, население планеты было бы гораздо менее численным (минус проблема перенаселения и дефицита ресурсов) и было бы гораздо меньше инвалидов как физических, так и умственных. Естественный отбор не зря природой создан... Это я , конечно, с точки зрения человека, у которого со здоровьем собственным и здоровьем родственников относительный порядок

  2. Евгений 23.05.2011 15:05

    Перспектива жутковатая — согласен. Это с одной стороны.

    А если тварь какая (тьфу-тьфу, конечно же) изгадит внешность близкого человека, и помочь сможет только прямая трансплантация?

    А если.. (оставлю вопрос на потом )

  3. Марина В. 23.05.2011 15:44

    Ой, не хотела бы я как-нибудь увидеть прохожего с лицом знакомого, но давно умершего человека...

  4. Alex 23.05.2011 17:39

    тут существует два (как минимум) аспекта-этический и физиологический.Можно жить с изуродованным лицом и утешать себя тем,что есть люди,кому еще хуже( без рук,ног,глаз и т.п.) А можно принять для себя решение-согласиться носить чужое лицо, но быть ПОЛНОЦЕННЫМ человеком.Что подумают об этом другие? Это они могут сказать только оказавшись в подобной ситуации(не приведи,Бог...)Если уж совсем не смогут принять «нового» человека-что ж, можно поменять город,страну...люди везде живут.Тем более,что косметические операции по изменению внешности уже на поток поставлены, так что операции по физиологическим показателям скорее всего тоже в недалеком будущем станут привычными.

  5. Alex 23.05.2011 17:42

    Марина, согласна,что это несколько жутковато,встретиться с лицом некогда близкого человека.Но в моем городе живет женщина так сильно похожая на мою покойную ныне мать,что я, в первый раз столкнувшись с ней на улице, была слегка шокирована(это мягко сказано).Но потом свыклась с мыслью,что рядом живет похожий на нее человек и теперь,изредка-не чаще пару раз в месяц-встречаясь с ней на улице(мы живем в одном микрорайоне) я даже киваю ей приветственно.Я знаю,что она просто ПОХОЖА, и ничего более.

  6. Марина В. 23.05.2011 18:05

    Алекс, та женщина похожа, но мы-то говорим о другом. И Евгений задал вопрос по поводу ещё одного аспекта — правового.

  7. Евгений 23.05.2011 19:12

    Я, все таки, больше имел в виду морально-этический аспект — готовы ли мы к этому вообще, к такому развитию «сюжета».

    Представьте себе еще один путь развития данной технологии (пока фантастический) — «лицо недели», акция «купи себе лицо» со скидкой, только у нас!!

    или..

    Не секрет, что в секс-индустрии, к примеру, «делают» полные копии звезд из подходящего «материала». Само собой — начинают с лица...

  8. Alex 23.05.2011 19:16

    Право-очень пластичный материал.Если нет нормы,регулирующей проблему-значит эту норму необходимо сделать.И уж поверьте юристу-сделают...

  9. Alex 23.05.2011 19:19

    Морально-этический аспект тоже вещь,как бы это полегче?...изменяющийся.Еще не выветрилось из памяти неприятие «супружества» без брака и рождения ребенка вне брачных отношений,а сейчас? Где эти морально-этические нормы? Гражданский брак ЗАКОННО признан наравне с юридическим браком, рождение ребенка «для себя» — практически повсюду.Так и с лицами будет.Главное в этом деле мотивировка и грамотная реклама.

  10. Alex 23.05.2011 19:23

    Марина, хочу ответить относительно «похож»...Если не знать-ЧЬЕ лицо ты встретил,можно убедить себя в том, что встречный просто очень-очень похож на некогда близкого вам человека.Согласна,доля сомнения останется, но не думаю,что реципиент станет на всех углах кричать"Я поменял свое лицо на лицо Пупкина!" А вообще тема это не простая.Заставляет задуматься.

  11. Евгений 23.05.2011 19:51

    Помните Шекли? «Обмен разумами» .. он же — обмен телами.

    Здесь ситуация проще, «всего лишь» замена лица. Но меня понесло уже не в ту степь.

    Лучше вспомнить другой пример — кинофильм «7 жизней» со Смитом. И в свете этого примера — вы сами, лично, какова ваша готовность стать донором? Ведь, возвращаясь к статье — это всего лишь кожа и мышечная ткань, если уравнивать с другими донорскими органами.

  12. Виталий 24.05.2011 01:50

    Поменять и себе, что ли, морду лица?

    Лано, буду донашивать старый костюмчик. Привык как-то, да и не жмёт нигде 😉

  13. Евгений 24.05.2011 05:58

    Виталий, а если серьезно?

    Считается, что каждый человек неповторим своей душой, но при этом и внешность играет огромную роль — для кого-то данный природой гандикап, для кого-то — проклятие. Почему-то мы судим всегда по внешности, как-бы там ни было — изгиб губ, мягкий прищур глаз, легкая улыбка, затаившаяся в морщинках... мы любим мелочи.

    Но если эти мелочи перечеркнуты внезапным взмахом серпа судьбы, что тогда?

  14. Виталий 24.05.2011 11:07

    Женя, действительно, вчера я в серьёзный разговор попытался внести шутливый оттенок 🙂

    Это к тому, что все многие из нас в пожилом возрасте немного Дорианы Греи. Грустим по ушедшей молодости, а с ней и по красоте, которая увядает.

    А так, конечно, всё зависит от личности, ей и решать. Человек должен быть свободен в выборе.

  15. Евгений 24.05.2011 16:11

    А сможете принять выбор близкого человека, отдавшего себя, вернее — свое тело, «на разбор» в случае внезапной смерти?

    По чесноку — я попытался представить себе такое, и как-то не получается... слишком фантастично, сознание не верит в такую картинку

  16. Виталий 24.05.2011 19:04

    Вот и я, даже не пытаюсь представлять. Потому что из этого ничего хорошего не получится 🙂

    А выбор приму (ещё раз подчёркиваю о его свободе у каждого).

  17. Alex 24.05.2011 20:52

    Я когда-то задумывалась-готова ли отдать свое тело на «запчасти» ? Тоже,знаете-ли, фильмов насмотрелась.Так вот честно скажу-после того,как меня не станет- мне уже будет безразлично-что сделают с моим телом.Если оно еще сможет кому-то помочь,послужить- почему бы и нет?

  18. Alex 24.05.2011 20:56

    Женя правильный вопрос задал-сможешь ли ты принять выбор близкого человека-отдать свое тело другому? Трудно,но и это можно объяснить, а значит- принять.Если близкий мне человек сознательно примет такое решение,то какое право буду иметь я оспорить его выбор? Знать,что где-то живет частичка твоего близкого человека-это и трудно и ,простите,радостно.Ведь живет часть того,кого ты любил.Может быть «радостно» — не совсем верное слово,просто сейчас другое подобрать не могу...Но- я за свободу выбора.

  19. Евгений 24.05.2011 21:11

    Алекс, по-моему, ты слегка лукавишь. Ведь память о себе поддерживается и посмертным ритуалом... буде то захоронение в земле или сожжение в пламени крематория.

    Хотя, с другой стороны, может в твоем рассуждении есть зерно истины — дав возможность жить полноценно другому, человек не умирает, а живет частичкой другого. Но это уже метафизика...

    или нет?

  20. Марина В. 25.05.2011 02:06

    Уж коли на то пошло, все мы будем жить в потомках — некоторыми своими частичками 🙂

    Алекс, а ты захочешь быть похороненной в закрытом гробу? Женя дело говорит по поводу ритуалов. Отдав кому-то лицо, ты лишишь близких возможности попрощаться с тобой по-человечески.

    И так ли уж человеку безразлично, что станется с его телом после смерти? вспомнилось вдруг кое-что из истории древней Греции. Началась там как-то в одном городе настоящая эпидемия самоубийств среди молодых девиц. Но у власти там не совсем дураки стояли. Был издан указ: тело самоубийцы будет выставлено обнажённым на всеобщее обозрение, на центральной площади. Эпидемия моментально сошла на нет 🙂

  21. Евгений 25.05.2011 07:24

    Если уж вспоминать историю... то можно вспомнить, в поддержку высказывания Алекс, зороастризм.

    Тело человека — лишь сосуд, и после смерти — грязи подобно. Странная религия, о которой много где пишется, как об одной из «умных», ставших фундаментом для последующих, имеющих место быть сейчас..

    Интересно, с точки зрения Церкви дарение своего мертвого тела другим людям — как воспринимается. По идее — «прах к праху..», а тут мертвое уходит живому...

  22. Alex 31.05.2011 23:20

    Извините,что не сразу ответила на вопросы,обращенные ко мне.Слегка занята была..По порядку: Я не лукавила,когда говорила,что МНЕ все-равно,что станет с моим телом после того,как меня не станет.Память не в том,что есть куда прийти и всплакнуть.Память,по моему глубокому убеждению- в делах и поступках.Мой отец похоронен так далеко,что я не имею возможности ездить на его могилу.Последний раз я была там более 20 лет назад.Но это вовсе не значит,что я забыла человека,который был для меня другом,учителем, отцом и матерью(в некоторых случаях) в одном флаконе.Я не только сама помню, но и сыновьям часто рассказываю о нем.И вспоминаю не место его успокоения, а реального живого человека,с улыбкой , жестами и словами.

  23. Alex 31.05.2011 23:27

    Зацепила фраза-"проститься по человечески". Есть ситуации,когда для оставшихся закрытый гроб- это милосердие.В памяти останется тот,кого любили, а не то,что положили в «домовину».И тут не метафизика,может- цинизм, но мне порой хочется хирургическим путем удалить из памяти вид родственников, с которыми я имела возможность проститься по человечески.

  24. Alex 31.05.2011 23:30

    И,раз уж,зашла такая тема, никогда не понимала людей,фотографирующих и хранящих в домашних альбомах снимки похорон, особенно те,где крупным планом усопший...Для чего? Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО этого не понимаю.

Оставить комментарий или два