02.05.2011

Отношение к классике, навеянное уроками литературы

clasic

Недавно, щелкая пультом по телевизионным каналам, наткнулась на старый фильм по рассказу Чехова «Человек в футляре» и посмотрела его с большим удовольствием. Да не только его. Ведь столько прекрасных картин создано по произведениям наших классиков, которые я много лет просто игнорировала. Такое наплевательское отношение — результаты преподавания русской литературы в школе.



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

Не знаю кого как, но наш учитель русской литературы вместо уважения к классикам привил стойкую неприязнь. При этом стоит учесть, что я очень люблю читать и в нашем доме была прекрасная библиотека, в том числе и классическая. Но вот почему-то произведения, включенные в список учебной программы не удостаивались моего внимания. Я никогда не могла понять, по какому принципу отбирали литературные произведения для изучения в начальной школе. Как мог ученик средних классов разобраться в сложностях жизни Катерины из пьесы Островского «Гроза» или тонкостях психики Раскольникова из «Преступление и наказание» Достоевского? Помнится, нас в классе пятом или шестом, не скажу точно, заставляли учить наизусть отрывок из «Дон-Кихота» Сервантеса. Кто мне скажет, зачем? Чтобы развить память или поиздеваться над детьми и навсегда отвратить от этого писателя. Я, честно говоря, и в сознательном возрасте не решилась на такой подвиг, как прочтение этого бессмертного романа, что уж говорить о школьниках.

В школьные годы я не могла понять, почему одни произведения считаются классикой а другие нет, и только через много лет, когда накопилось достабессмертного романа, что уж говорить о школьниках.

В школьные годы я не могла понять, почему одни произведения считаются классикой а другие нет, и только через много лет, когда накопилось достаточно жизненного опыта и сложился собственный взгляд на вещи, я вернулась к классике. Классическое произведение актуально всегда. Взять хотя бы гоголевского «Ревизора». Ну чем не картинка из современной жизни под названием «В ожидании комиссии»? А «Мертвые души»? Здесь каждый персонаж настолько ярко прописан, ведь и сегодня нам встречаются Коробочки, Плюшкины, Маниловы. Признайтесь честно, кто-нибудь читал «Мертвые души» в школе, когда нужно было не только прочитать книгу, но и написать сочинение на эту тему. И преподаватели прекрасно понимали, что мало кто читает литературу школьной программы.

Когда пришло время изучать «Войну и мир», старшеклассников из нескольких школ попросту загнали в кинотеатр на просмотр фильма, снятого по произведению. Улизнуть тихонько было невозможно, так как каждый вход и выход серьезно охранялся, а не прийти означало гарантированную «двойку». Вряд ли кто-то понял замысел этой замечательной картины. Девочки увлеченно рассматривали бальные платья и украшения русских аристократок, а мальчики оживлялись только во время батальных сцен.

Наш преподаватель упирал на образ Наташи Ростовой, как женщины добровольно оставившей светский образ жизни(что по ее мнению приравнивалось к подвигу), в общем осталось какое-то размытое отношение к героям этого эпоса. Короче, мало кто понял идею (кроме тех, кто вместо произведения тщательно изучили критику). Кстати о критике. До сих пор запомнила выражения «Луч света в темном царстве» и «красной нитью через все произведение». За свои сочинения я получала невысокие оценки, так как упорно высказывала свои мысли, а преподователь упорно их игнорировал. Короче, отличные оценки получали только те, кто успешно скатывал у критиков.

Отношение к литературе в школе не изменилось и в наши дни, может даже ухудшилось. Например, я объясняла дочери, когда она проходила в школе очередного классика со стоном, то, что поняла только с годами, то, что ей не смогли объяснить учителя.

Литература — предмет полезный и нужный, только подается он из рук вон плохо. Может, нужна другая программа и заинтересованные учителя?


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

8 комментариев к  „Отношение к классике, навеянное уроками литературы“

  1. Белая голубка 02.05.2011 16:53

    Виктория, образование вообще и в частности литература — это сегодняшний самый больной вопрос в ракурсе воспитания молодежи. Если раньше школьная программа по литературе скорее навязывалась обязательными произведениями, и учителя обязаны были рассматривать их под определенным углом зрения, то сейчас все это превратилось в формальность. Кто из современных школьников любит читать? Вам повезет, если вы услышите «да» на этот вопрос от ученика школы.

    Я прочитала «Мертвые души» именно в школе (отвечаю на Ваш вопрос) :). Как пишет Гоголь мне всегда нравилось. И вообще с школьным учителем по литературе нам очень повезло, она смогла доказать, что литература — это не пустой звук. И школьную программу давала так, как считала нужным, и внеклассное чтение было полезным.

    Может быть благодаря этому, я теперь могу излагать свои мысли так, чтобы это можно было читать. 🙂

  2. Наталья Мосенкова 02.05.2011 18:53

    Я очень люблю произведения Гоголя. Они действительно актуальны и по сей день (а может быть и более правдивы сегодня, чем в те времена).

    «Преступление и наказание» я прочла в 9-ом классе. Меня это произведение заинтересовало. По крайней мере, мне было интересно его читать.

    Если честно, то со школы я так и не перечитывала русскую классику, но зато стала читать английских авторов.

    Надо сказать, что мне очень повезло с учителем литературы. Я в сочинениях всегда излагала свои мысли и именно это и оценивалось.

  3. Виктория Силаева 02.05.2011 19:07

    А я только что вернулась со всероссийской олимпиады по литературе. Вот олимпиадная система отлично развивает любовь к литературе, а школьная — как с учителем повезет...

  4. Татьяна Руднева 02.05.2011 20:56

    А мне повезло. Моя учительница по литературе Варвара Александровна была ЧЕЛОВЕКОМ и в нас видела личностей, в каком бы возрасте мы ни были. Мы читали и классику, и современную литературу, а потом обсуждали, не стесняясь говорить то, что думали.

    Мне действительно повезло.

  5. Bronik 03.05.2011 09:49

    Очень приятно слышать, что есть отличные педагоги по литературе, которые привили эту любовь своим ученикам

  6. Hel 06.05.2011 14:07

    И мне повезло с учителями литературы, что и повлияло на всю жизнь в виде любви к слову.

    У нас даже двоечники читали ВСЕ произведения целиком и «Преступление и наказание» и «Войну и мир», умела учительница разжечь бешеный интерес и завести увлекательнейшую дискуссию. Так, что не читавшие чувствовали себя изгоями.

  7. Bronik 06.05.2011 22:04

    Мне в этом смысле больше повезло с учителем географии. Она так вела уроки, что казалось мы сами путешествуем по этим странам. Мы с азартом готовили конкурсы, викторины, представления.

  8. Виталий 07.05.2011 01:13

    Ну, и как вы все уже догадались, и деду Виталию повезло с учителями 🙂

    Особенно с Первой. Я где-то уже здесь на Унции писал о Надежде Яковлевне (кстати, тёзка в квадрате моей жены 🙂 ).

    Она и любить литературу меня научила (продолжив эстафету, начатую моей мамой), и писать грамотно и без ошибок (представьте, уже в первые 4 года учёбы в школе), и трудиться на благо приучила (в советские времена альтруизм приветствовался особенно — возможно некоторые от этого до сих пор страдают, но я не жалею).

    Потом и в средней школе с учителями хорошо складывалось. Школа у нас была отличная. Она и сейчас одна из лучших сельских в области, находится в посёлке Котельва, на родине известного партизана Сидора Ковпака — svital.com/kovpakovskiy-lesopark-chast-4/ . Кстати, он тоже в нашей школе учился 🙂

    Грустно сейчас на душе бывает, когда видишь, что многие молодые не понимают и не представляют о тех ценностях, которые дарит стучащему классическая литература.

    ... Возможно я уже постарел?

Оставить комментарий или два