09.02.2010

Школа

school



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

С небольшим опозданием, но уж слишком зачесалось 🙂

«Мы учимся всю свою жизнь, не считая десятка лет, проведённых в школе». Габриель Лауб

Подготовка ребенка к школьному периоду

Ожидание неизвестного приятно, оно будоражит. Конечно же, ребенку интересно, — чем его встретит школа? Тем более, что этот образ встречается в жизни очень часто. Ребята постарше могут хвастаться школьными делами, родители, сентиментально улыбаясь, припоминать свое время, и это все сильно действует на любопытство маленького чуда, очень жадное, не перегруженное пока излишними жизненными подробностями.

Из собранной информации получается неустойчивая смесь, нечто вроде: напугали (знакомые старшеклассники); надо-надо, ты умничка (родители); ой, там весело (уже отведавшие скамьи). Все довольно противоречиво и непонятно. Кто будут друзья-враги? Как это вообще – учиться? Купить удобный портфель – отдельная тема. Сейчас мы постараемся рассказать о том, как отправлять ребенка в школу.

“ – Пьер, тебе нравиться школа? Ты – учиться? Купить удобный портфель – отдельная тема. Сейчас мы постараемся рассказать о том, как отправлять ребенка в школу.

“ – Пьер, тебе нравиться школа? Ты всегда возвращаешься из нее такой довольный.

– Не говори глупостей, мам. Идти в школу и возвращаться из нее – разные вещи.”  Чандра Мохан

Очень важно психологически настроить ребенка-первоклассника. Не менее важно это в дошкольный период. Если ребенок занимался где-то, в творческих кружках, в спортивной секции – это только к лучшему, при условии, что ему это было интересно. Это полезно общением с другими ребятами, своеобразная адаптация в коллективе.

Возможно, он захочет совместить занятия с учебой (если потянет, конечно), но это уже в большей части вопрос физиологии (об этом позже). Здесь надо присмотреться: не проявляется ли чрезмерная усталость даже при искреннем увлечении.

Кир Булычев, устами Алисы Селезневой: «У нас нет классов. У нас есть группы по интересам».

Не руководствуйтесь в выборе чего-либо для своего ребенка тем, что он, возможно, еще сам не знает, чего хочет. Дети гораздо разумнее родителей во многих вещах. Попробуйте задать ребенку вопрос неинформативного характера (не требующий отложившихся знаний), и вы будете удивлены ответом.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">

Многие родители пытаются сделать из своих детей то, чем бы они сами хотели быть. “Меня били в детстве – я не повторю этой ошибки. Сын пойдет на айкидо”. Как бы это не звучало, но у вас время было.

Будьте спокойными. Расскажите о школе в теплых, позитивно-уравновешенных тонах. Не нужно говорить ему, что он будет лучшим в классе. Он, возможно, им будет. Но многие дети могут принять это как негласное “не разочаруй меня”. Желательно не проводить сравнение: «лучше-хуже».

Карл Ясперс, немецкий философ, психолог и психиатр выступал против понятия нормы, как таковой, его поддерживали очень многие люди в том, что нормы нет. Психология новой волны во многом исходит из этого определения.

Во времена царизма в гимназиях на задних скамьях сидели неуспевающие ученики. Со временем этот порядок атрофировался за ненадобностью. Сейчас нет разницы, где ребенок сидит. Точно так же нет разницы, будет ли он лучшим учеником в классе. Развитие индивидуально.

К примеру, Чарльз Дарвин был крайне неуспевающим учеником.

Блез Паскаль также.

Исаак Ньютон считался лентяем и тупицей. Был отправлен домой с характеристикой “неспособен к обучению”.

Альберт Эйнштейн. Поздно научился говорить. Был исключен из гимназии в пятнадцать лет за катастрофическую неуспеваемость.

Дело в том, что многие системы образования и информирования личности поставлены на конвейер. Это касается не только школьной системы, и ничего ужасного в этом нет – даже тест Айзека, всемирно известный тест-шаблон IQ, в большей мере учитывает данные правого полушария мозга, отвечающего за логику, рациональность, интеллект. Именно это становиться определяющим фактором: система должна быть.

В данном случае “система” значит упорядоченность. Многие критики забывают, что рациональность систематизированного обучения возникла не за один день, и не простыми усилиями. Система дает возможность и предпосылки к общему развитию, она упрощает познание, выводя его из хаотического поиска. Индивидуальным же развитием должен заниматься сам ребенок, с помощью родителей.

Конечно же, это не значит, что нужно пускать все на самотек. Нужно объяснить ребенку, что в первую очередь школа нужна ему, а не вам. Сейчас некоторые компании применяют партнерскую методику вербовки новых сотрудников. Эффективность ее в том, что каждый работник становиться непосредственным акционером (участником, членом, т.д.) дела.

Таким образом, человек, понимая, что в интересах общего дела он, между тем, работает на себя, делает свое дело хорошо, что принципиально отличается от стереотипа “работы на дядю”. Многие родители, даже желая самого лучшего, невольно поступают по старому. Новая игрушка за хорошую оценку. Поход в цирк за неделю без красных чернил в дневнике. А теперь представьте себе, если ваш ребенок успешен независимо от родительских поощрений – насколько сильная и развитая личность из него вырастет в будущем.

Если донести до ребенка, что хорошая оценка – это нормально, то тогда многие проблемы отпадут сами собой. Вовремя приходящим на работу не дают конфеты и никто не жалуется. Но применять такую практику нужно в сочетании с поддержкой и родительским теплом, конечно. Все-таки услышать “ты молодец” безумно приятно.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">

Тандем “мудрый родитель — мудрый учитель”

Это те, в чьей воле возможность значительно повлиять на интерес будущих мировых светил к тому или иному предмету. Автор статьи жутко не любит химию, из-за того, что учительница, которой не нравился тогдашний стиль его одежды (ничего ненормального, кстати), постоянно донимала его мелочными придирками. Хороший учитель может увлечь за собой. Постарайтесь найти школу с хорошими отзывами о преподавательском составе. Конечно, “сто сороковая” в пяти минутах ходьбы, и все соседи там. Но выбирать вам.

Немного о режиме

Режим нужен, но в пропорции золотой середины. Многих детей заставляют кушать в определенное время или спать днем. Организм умнее мозга в биологическом отношении. Он сам разберется. Ребенка иногда укладывают в постель тогда, когда из него энергия просто бьет ключом! У него внутри термоядерный реактор, какой может быть сон?

Лично я во время дневного сна делал так: громко падал с кровати (натурально), а потом шел в комнату к родителям и говорил, что упал во сне, и спать уже не хочу.

Точно так нужно учитывать время для подготовки домашнего задания. В летнее время это может быть середина дня, немного позже прихода из школы и обеда. Например, в период около 16:00 проявляется самая вредная часть ультрафиолетового спектра. В это время можно сделать домашние задания. Активность мозговой фазы у детей тоже наиболее восприимчива с 16:00 до 18:00.

Окружающие

Авторитет родителей перестает быть доминирующим. Теперь появляется еще авторитет учителя (учителей) и авторитет одноклассников, или много маленьких, или один большой (сплоченный класс).

Чем это интересно? Кроме родительского канала информации появляются другие.

Помните это ощущение? Вдруг узнаешь – то, что казалось незыблемым, может сиять десятками новых, разных оттенков. Если папа сказал, что в Африке очень жарко и комары кусаются, а учитель географии с упоением рассказывает, какая Африка замечательная – понятно, что возникает противоречие.

Что делать: желательно не давать ребенку четких, “каменных” определений. Это не значит, что нужно все время отвечать “я не знаю”. Используйте свой жизненный опыт с пользой, не давите им. Как и развитие, опыт тоже индивидуален. На ранних этапах взросления ребенок пользуется наработками родителей, в то же время приобретая собственный, потихоньку, чем дальше, тем больше.

Больший круг общения подразумевает социальные навыки, больший круг заинтересованности – больше знаний и умений, а понимание текучести жизни, информации и мнения людей дает свободу от узких стереотипов. В этом смысле полезно показать ребенку подборку учебников, с разницей выпуска лет двадцати-тридцати. Половина написанного за это время успела измениться самым крайним образом. Учиться нужно, не нужно становиться ходячей энциклопедией.

P.S. Нужно заметить, что это затрагивает не все сферы образования, и некоторые столетние учебники полезнее современных.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

8 комментариев к  „Школа“

  1. Tana 09.02.2010 09:25

    А я почему-то думала, что левое полушарие мозга отвечает за логику, рациональность, интеллект.

    Хороший способ избавитьсь от дневного сна — падать с кровати 🙂

    Жаль, на вооружение брать уже поздно.

  2. Krufoco 09.02.2010 12:19

    Tana, Вы верно думали 🙂 это я записался, при том, что сам левша.

  3. дед Виталя 09.02.2010 15:06

    Виктор, так может быть, организуем в неформальном окружении Унции микрогруппировку «Левши»?

    Я тоже к последним отношусь 🙂

    Да, и по статье. Не знаю почему, но у нас как то по жизни складывалась неплохая взаимосвязь со школьным обучением как в семье моих родителей, так и в нынешней нашей семейной ячейке.

    Последнее может быть потому, что жена ведёт в школе, где учились все наши четверо, а сейчас и внучка, кружки внешкольного образования (по туризму и спорт.ориентированию)?

    У нас с женой было неформальное разделение — она отвечала за точные науки, географию, логику мышления (хотя я тоже их понимаю) и физическую культуру; а на мне висела ответственность за грамоту, литературу, этику и психологию 😉 А потом незаметно старшие нас подменили, стали помогать младшим, уже и внукам.

    Хотя подводных камней хватало, и сейчас ещё бывают «оверкили» практически на гладкой воде

  4. Krufoco 09.02.2010 15:12

    А какие камни бывали? Не посчитайте за нескромное любопытство.

  5. дед Виталя 09.02.2010 15:47

    Ну, много всего...

    А если так, с лёту —

    1)Например, где-то на 8-м году обучения в любимой гимназии 32 г. Полтавы средняя наша Светлана сказала, как отрезала: — Не хочу я учиться в нашей школе, потому как буду поступать в лицей №1, в англо-французскую группу. И, несмотря на возражения родителей (правда, вялые — я в душе был не против), взяла и поступила в 9-й класс лицея. Затем была академия и ещё 4 года учёбы и жизни во Франции (Лион и Париж). Сейчас снова в родительском гнёздышке, пока что 🙂

    2) Любимая всеми нами наша младшая Женечка упорно первые три года обучения в школе не вылезала из троечниц. Поначалу мы были в шоке — дитё-то ведь способное. А потом всё поняли — этот ребёнок таким образом доказывал своё право на самостоятельность мышления и поступков. Потом всё наладилось. Сейчас наша Жменька учится в Полтавской аграрной академии. Поступила самостоятельно и довольно легко. Является также членом юношеской сборной Украины по спорториентированию. Была на соревнованияях в Австрии, Венгрии (2 раза), Словакии, Швейцарии.

    Ну, и много ещё чего, например (всё-всё, в последний раз), мама Надя поймала трёхлетнего Алексея с «бычком» в руках. Дальнейший диалог (на украинском):

    М.- Курив?

    А. — Кулив, а со?

    М. Ну й як, сподобалось?

    А. Ні, а хлопці з кулять 🙁 ...

    После этого случая Алексей (ему 24) до сих пор не курит

  6. Krufoco 09.02.2010 16:47

    Весело у Вас 🙂

  7. Надежда 10.02.2010 02:27

    Особенно P.S -что верно, то верно!

  8. Krufoco 10.02.2010 11:42

    Надежда, у меня дома есть книга моего прадеда, ей уже больше ста лет. Немецкое издание о строительстве мостов и инженерных конструкций. На эту книгу многие зарились 🙂

Оставить комментарий или два