31.05.2011

Такое разное море Онего. Часть 1

andoma-2

Давным-давно, когда фотографии были почти сплошь чёрно-белыми, о мобильных телефонах никто ещё слыхом не слыхивал, а в стране свирепствовал Горбачёвский сухой закон, довелось мне два года подряд провести отпуск на Онеге. Да не как-нибудь, а под парусами.



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

Для тех, кого не пугает отсутствие тёплого клозета и некоторых других благ цивилизации, это – лучший отдых, на мой взгляд. И по соотношению цена/качество весьма и весьма привлекательный. Впечатлений каждый день – хоть отбавляй, а расходов совсем немного даже по меркам тех далёких лет. С каждого члена экипажа – а пассажиров на яхте нет! – требовался некий набор консервов и бакалеи на определённую сумму и фиксированный сбор на общие расходы: бензин, баллоны с газом, скоропортящиеся продукты и так далее. Со спиртным в те суровые времена было очень туго, и здесь уж – по мере возможности. На борту ни пьянство, ни полное воздержание не приветствовались. Раздавить за ужином, на шестерых или семерых, поллитру-другую – очень даже душевно. На свежем-то воздухе…

В те далёкие годы отпуска были длинными, их тогда ещё никто не додумался разбивать на две-три части. Но всё равно походы на Онегу проводили «в два экипажа». То есть, одна команда гнала яхту из Москвы до озера, гуляла там в своё удовольствие, а затем в Петрозаводске происходила смена экипажа. Первый уезжал поездом домой, а второй, прибывший на том же поезде, после душевного отдыха на Онеге, возвращался на яхте в Москву.

Идти первым экипажем приятнее, поскольку сначала – марш до Оа. Первый уезжал поездом домой, а второй, прибывший на том же поезде, после душевного отдыха на Онеге, возвращался на яхте в Москву.

Идти первым экипажем приятнее, поскольку сначала – марш до Онеги, а затем неторопливый отдых. Я ходила и первым, и вторым. То есть, знаю предмет. Марш утомляет, потому что приходится спешить. И ждать – у шлюзов, которые пропускают маломерные суда в последнюю очередь – тоже приходится. Порой ожидание затягивается до суток и более. Мало приятного, уж поверьте. Сиди и жди, потому что шлюз может открыться в любой момент. Помню, как мы с Настей, моей сводной сестрой, решили пособирать землянику на косогоре. А потом неслись со всех ног, подгоняемые ласковыми воплями нашего общего папеньки-капитана, потому что ворота открылись, и где вас черти носят, и в господа бога, и весь царствующий дом, и вдоль, и поперёк, с присвистом, через семь гробов и в центр мирового равновесия!

Дорога по Волго-Балту занимает от семи до десяти дней в зависимости от того, как повезёт со шлюзованием. И далеко не все участки можно назвать приятными или, хотя бы, живописными. К тому же, существенную часть пути приходится преодолевать под мотором, а такая профанация парусного спорта безмерно оскорбительна для возвышенных душ яхтсменов.

На Волге-матушке заслуживает особого внимания затопленная Калязинская колокольня и, конечно, красивейший город Углич. Рыбинское водохранилище – очень тяжёлый этап: сутки без берега, под парусами, при сильной волне. Рыбинка мелкая, и волна там почти всегда. Опытные люди говорят, что в редкие минуты штиля можно увидеть под водой затопленные деревни. Мне с этим, увы, не повезло. Оба раза форсировали Рыбинку при жуткой болтанке, а мотор там даже при желании не включишь – захлебнётся на такой волне.

Череповец удручает разноцветными дымами, валящими из бесчисленных заводских труб. После ночёвки в этом городе яхта вся чёрная от копоти. Оттирая грязь, моментально забываешь о действительно недурной череповецкой бане. Дальше – река Шексна, вдоль которой не особенно много красот, зато, если судить по вышкам, хватает лагерей. Есть на Шексне и весьма опасные запруженные участки. Посмотришь вокруг: море разливанное, а фарватер на самом деле узкий, потому что вдоль бывшего русла реки стоит под водой затопленный лес. И спилены деревья высоко, верхушки «пней» лишь немного не дотягивают до поверхности воды. То есть, легкомысленный шаг влево-вправо чреват тем, что сядешь на кол. Со всеми втекающими и вытекающими.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">

Однажды мы там чуть не попали под сухогруз. Ночевали в каком-то обширном затоне. Перед рассветом капитан проснулся, движимый велением не то, чтобы сердца, – мочевого пузыря. И подумал капитан: а чего, собственно, стоим? Народ спит, и ладно. А мы пойдём себе потихоньку. Завёлл он мотор и начал пробираться на выход из затона. Увидав, что по реке ползёт самоходная баржа, капитан притормозил, чтобы её пропустить. А баржа вдруг, без объявления войны, не посигналив, начала заворачивать прямо на нас. Папенька и сам не понял, как смог уйти, развернувшись буквально на пятке. Не знаю, как кто, а я бы точно не смогла выбраться из «гроба», в котором спала. Тем более что, в случае столкновения, удар пришёлся бы именно в мой борт.

amazonka-1

Насчёт «гроба» стоит пояснить. Наша яхта, «Амазонка», вообще заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее. Строго говоря, «Амазонка» была вовсе не нашей. Если кто-то решил, что мой отец – богатенький Буратино, владеющий белоснежной красавицей-яхтой, то ничего подобного. Даже старенький швертбот «Викинг», взятый у немцев по репарации после победы в Великой Отечественной, отцу не принадлежал, хоть он и значился постоянным капитаном этой лодки. В те далёкие годы яхты, на которых мы ходили, являлись собственностью Полиграфического института, где всю жизнь преподавал отец.

«Амазонку» построили его друзья-преподаватели. Сами, своими отнюдь не белыми рученьками. Построили из красного дерева, по чертежам какой-то другой яхты. И получилась лодочка – загляденье. Метров двенадцать в длину, с четырнадцатиметровой мачтой и осадкой более полутора метров. Три каюты: носовая, кормовая и центральный салон, в котором можно было стоять в полный рост. До семи человек размещались на яхте свободно, и палатку по ночам ставить не требовалось. Трое спали в носовой каюте, двое – в кормовой, один – в салоне, и ещё один – в «гробу». Это такой длинный пенал под левой банкой кокпита, в который можно залезть из салона. Мне очень нравилось там спать, поскольку клаустрофобией не страдаю. Удобно, уютно. Правда, не в случае крушения.

Переходы через Белое озеро не помню: мы всегда пересекали его ночью. К сожалению, многое уже стёрлось из памяти за прошедшие годы. Я вела во время походов дневник, но он куда-то затерялся. Правда, остались фотографии, да и память у меня не совсем дырявая. В общем, расскажу не о самих походах, а о местах, которые особенно запомнились. Надеюсь, будет интересно.

Итак, с небольшими приключениями мы добрались до города Вытегра. Впереди ждало море Онего…

1. Андома гора

Первая стоянка после Вытегры – устье реки Андомы. Онега в тот раз встретила неласково, и «Амазонка», подгоняемая сильнейшим навальным ветром, летела по волнам, почти улегшись на правый борт. При таком крене получалось, что, сидя на одной банке и упираясь ногами в другую, ты практически стоишь над беспокойной водой, проносящейся мимо с курьерской скоростью. Восторг неописуемый! Хотелось петь или кричать. Не сомневайтесь: экипаж никогда не отказывал себе в этих невинных удовольствиях.

andoma-1

А напротив змеился волнистыми красноватыми складками высоченный обрыв, поросший поверху елями – Андома гора. Известно, что там, в результате доисторического разлома, выходят на поверхность древнейшие слои, богатые окаменелостями и прочими сокровищами. Но в команде не было археологов и палеонтологов – сплошь полиграфисты, поэтому ни в день приезда, ни в последующие по обрыву мы не шастали, только гуляли поверху. Это и безопаснее, и панорама открывается исключительно живописная.

Обогнув мыс, «Амазонка» вошла в устье реки Андомы. Там, прежде, чем пристать, пришлось лавировать среди бестолково плавающих стволов: по реке сплавляют лес. И едва «Амазонка» успела мы пришвартоваться, как с горы, с рёвом моторов и дикими воплями «Яхта пришла!» к причалу слетелось изрядное количество мотоциклистов. Суровые такие, с колясками, все дела. Это жители деревни, расположенной на самой верхотуре, спешили обменять рыбу на заведомо имеющуюся на борту «огненную воду». Самым шустрым повезло: капитан обменял пару бутылок на восемь свежих сигов, а потом, после долгих уговоров со стороны страждущих, отдал малую толику спирта за тех же сигов, но копчёных. После чего снял с рубки и хорошенько припрятал большой морской компас, так как нам предстояло здесь ночевать, а компас (для тех, кто не в курсе) содержит немалое количество этилового спирта.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="auto">

Восемь зажаренных сигов на семь даже очень голодных человек это много. Даже слишком много. Даже на свежем воздухе и под водочку. Копчёную рыбу бессовестно обожравшийся экипаж отложил и ещё пару дней о ней не вспоминал.

Назавтра мы вкушали заслуженный отдых, прогуливаясь по-над озером и любуясь окрестностями. Погода не баловала: было пасмурно и прохладно, неослабевающий ветер гнал тучи, которые то и дело облегчались на землю противным мелким дождём. Аборигены, благополучно уничтожившие полученную накануне «огненную воду», настойчиво пытались пополнить её запасы в обмен на рыбу, но понимания среди нас не нашли и обиделись. После обеда капитан решил, что разумнее будет уйти от греха подальше. Само собой, все люди – братья, но уж больно кое у кого из местных братцев глаза незалитые горят.

Однако осуществить мудрое решение оказалось не так-то просто. Ветер под кодовым названием «вмордутык» мало того, что сулил отнюдь не прогулку по райскому саду, – подняв на озере нешуточную волну, он попутно играл брёвнами, которые плавали в устье приютившей «Амазонку» реки Андомы.

ivanov-1

Но мы всё-таки пошли. И практически сразу капитан, совершая резкий маневр, чтобы не столкнуться с бревном, крепко заехал румпелем Виталию Костерину, который именно в этот момент решил высунуть голову из кормового люка. В результате Виталий приложился скулой о металлический уголок обшивки. Рана небольшая, но глубокая – до кости.

Прямо на ходу рану страдальцу обработали, остановили кровь, пшикнули «Олазолью» и стянули пластырем края. Виталий стоически вытерпел все издевательства со стороны не самых опытных сестёр милосердия и даже сказал «спасибо».

Между тем «Амазонка» под мотором выбралась из устья реки, и настало время ставить паруса. Немного теории для тех, кто не в курсе. Первое: при встречном ветре яхта идёт «в лавировку», то есть, закладывает крутые галсы, поворачивая то вправо, то влево. Обычно такие маневры сопровождаются сильной качкой – как бортовой, так и килевой. Второе: при татой болтанке нужно либо спать, либо находиться на воздухе, иначе неминуемо укачает.

Теория закончилась. Поскольку мужики дружно оккупировали кокпит, дамам места на свежем воздухе не осталось. Не та была погода, чтобы посидеть на рубке или на борту. Поэтому мы с Настей отправились спать в носовую каюту. И валяло нас с борта на борт часа два, но мы всё равно почти спали. А что ещё прикажете делать, если снаружи оголтелые яхтсмены во все глотки борются со стихией?

Но вот яхта заложила крутой вираж, и болтанка прекратилась. Это капитан, плюнув и грязно выругавшись, сдался и повернул обратно к берегу, который за это время даже не исчез из виду.

Вернулись. Сводили Виталия в деревню, надеясь найти врача. По-хорошему, рану требовалось зашить. Выяснилось, что – да, фельдшер в деревне есть, но в настоящее время отсутствует. То ли на покосе, то ли где у бабы завис. К слову сказать, зажило всё у Костерина замечательно, рубца не осталось.

Остаток дня мы с Настей варили сгущёнку – на костре, под противным мелким дождичком. Вот захотелось девушкам сладкого, а тратить на баловство драгоценный газ нельзя. Потом Женька Иванов, экспроприировав и уничтожив половину сгущёнки, собрался с местными обормотами на ночную рыбалку, но тут капитан жёстко употребил власть, и Женька остался на яхте, что опять же сказалось на запасах сгущёнки самым пагубным образом.

И лишь на следующий день, когда ветер немного стих, мы смогли покинуть Андому – величественное, но суровое и не очень-то приветливое место.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

26 комментариев к  „Такое разное море Онего. Часть 1“

  1. Евгений 31.05.2011 17:21

    Даже не знаю, выдержал бы я качку или нет.

    Яхта, да... в детстве кто не грезил о мореманстве? думаю, мало таких..

  2. Марина В. 31.05.2011 17:39

    Выдержал бы, Жень. Тут — хочешь, не хочешь... 🙂

    Лично меня, в принципе, не укачивает. Но отец, у которого вестибулярный аппарат в полном порядке, рассказывал, как его уболтало на Белом море. Спустился переодеться, называется 🙂

  3. Евгения Табурянская 31.05.2011 19:35

    Марина, какие чудесные воспоминания! Почему-то действительно считается, что яхта — показатель богатства. А вот мой знакомый с отцом свой «Крок» собрали собственными руками с нуля. И даже периодически участвуют в соревнованиях )) Кроме того, свадьба этого товарища и моей подруги не обошлась без помощи яхты, в их семейном архиве есть дивные фотографии: жених и невеста под парусом, на фоне изумительной голубизны неба...

  4. Марина В. 31.05.2011 20:25

    Спасибо, Евгения.

    Да потому считается, что средняя яхта объективно дороже средней машины. Причём, намного дороже. И содержание яхты обходится в очень круглую сумму. И потом, яхта это красивый символ. Романтика... 🙂

  5. Евгений 31.05.2011 20:58

    На моторке меня не укачивало, но это совсем другой коленкор 🙂 Прешь себе по Кети, к далеким покосам ...кайф. Черт, как давно это было...

  6. Марина В. 31.05.2011 21:50

    На моторке да по реке совсем не то, Жень. А ты бы рассказал, а? 🙂

  7. Alex 31.05.2011 23:11

    Вот,только оставь Вас на несколько дней и — всё, уже ушли на яхте, да в болтанку...Да еще и с травмированным Виталием...Кошмар!

  8. Марина В. 31.05.2011 23:22

    А вот не надо оставлять, не надо! 🙂

    Как же без приключений-то, Алекс? Скууушно было бы...

    А на рыбаке Костерине всё зажило, как... на рыбаке 🙂

  9. Марина В. 31.05.2011 23:24

    Кстати, на последнем фото — как раз два наших рыбака: Иванов (на переднем плане) и Костерин (ещё до травмы) 🙂

  10. Белая голубка 31.05.2011 23:25

    Марина, какие классные воспоминания, морские словечки, житуха на борту при полной свободе души и тела!

    Онегу я видела во всей красе, во время белых ночей. Тогда мы плыли через Ладогу по Свири и Онеге. Правда это было не в спартанских условиях. Воспоминания очень позитивные.

    Ждем продолжения путешествия.

  11. Марина В. 31.05.2011 23:31

    Белые ночи мы застали краешком во втором походе, это был уже июль. Спартанские условия при хорошей погоде не так страшны. Нам, в основном, с погодой везло. А чем особенно привлекают такие походы, так это как раз свободой: куда захотел, туда и свернул 🙂

  12. Alex 31.05.2011 23:32

    Марина, слегка не в тему...А что случилось с вашей аватаркой?Куда картинка подевалась?

  13. Марина В. 31.05.2011 23:37

    Ммм... Аватарка? Я её пыталась поставить, но никогда не видела в комментариях и решила, что фокус не удался. Неужели кому-то она была видна? О_о

    Так что «куда делась?» — вопрос не ко мне 🙂

  14. Alex 31.05.2011 23:42

    была-была...я помню,хоть и редко тут бываю)))

  15. Виталий 01.06.2011 00:38

    Эх, где моя тельняшка? 😀

    Вообще, любые повествования о странствиях зачитываю до дыр 🙂

    А когда написано ещё так интересно и увлекательно ... нет слов!

    По Андоме мы не плавали, но Онегу посещали. Правда, у Вас о ней речь ещё впереди.

    Но уж закончу мысль. В 1975 году после 40 порогов Южной Шуи и последней днёвки перед устьем реки мы вошли в акваторию Онежского озера, чтобы закончить поход в Петрозаводске. И закончили его там. Но во время нашего плавания по озеру разыгрался шторм, — байдары скрипели как не смазанные телеги... чалились к каменистому берегу на 5 посудинах с огромными усилиями (вот тогда у меня, руководителя группы, появилась, наверное, и первая седина 🙁 ). Затем мы познакомились с достопримечательностями города, ещё на катере и в Кижи смотались...

    Жду вторую часть, с нетерпением

  16. Марина В. 01.06.2011 00:57

    А вот и закоренелый турист Виталий! 🙂

    Будет и вторая часть (уже отправлена), и третья.

    С байдарками я знакома лишь издалека — для меня, лентяйки, это уже запредельный экстрим.

  17. Мария Анашина 01.06.2011 11:29

    Онега- прекрасное место. Я тоже фактически выросла там — каждый год уезжали туда с родителями. Сначала ходили на надувной лодке, потом — на катамаране «альбатрос».

  18. Виталий 01.06.2011 11:44

    Да я, Марина, совсем не морской волк, так, балуюсь немножко катамаранами, байдами... А грёзы о яхте так и остались грёзами 🙁

    С летом наступившим! 🙂

    Что-то так быстро май пролетел

  19. Марина В. 01.06.2011 14:41

    Мария, к сожалению, я бывала на Онеге лишь дважды. Но всё равно мы с Вами практически землячки 🙂

    Виталий, я тоже не волчица — просто капитанская дочка 🙂

    Вас тоже с летом!

  20. Катерина 01.06.2011 20:55

    Сама я «матрасник», но людей, любящих путешествовать уважаю сильно. У нас ходят семейные легенды про дядю и тетю, у которых лодка зимовала в квартире, занимая всю отнюдь не лишнюю комнату. Когда дяде удалось не утонуть во время аварии на озере, от стресса зрение у него от минус 6 поправилось до минус 2 навсегда.

    К сожалению воды боюсь, так как лет в 6 меня утянуло волной на море, я выбралась без посторонней помощи, но боязнь осталась навсегда, хотя плавать умею. А насчет укачивания — укачивало меня везде — в автобусах троллейбусах, трамваях, машинах. В детстве даже в электричках. Да и сейчас в машине, если не сама за рулем, то может и укачать. Поэтому мне остается только завидовать Вам всем и уважать. А вообще я считаю отдых в средней полосе самым лучшим в любом виде, на воде, в лесу, на озере.

  21. Марина В. 01.06.2011 21:18

    Лес — это хорошо, сама люблю, но предпочитаю всё же отдых на воде. Или у воды — как повезёт 🙂

  22. Людмила 01.06.2011 22:55

    Здорово! Эх! Вода, отпуск и хорошие воспоминания! Настоящая роскошь чувств.

  23. Марина В. 01.06.2011 23:27

    Эх! Вернуться бы в то лето, да в той же компании...

  24. Bronik 03.06.2011 15:56

    Здорово, всегда мечтала о водном путешествии, но довелось только побывать в горах.

  25. Марина В. 03.06.2011 16:38

    А вот я в горах (в настоящих) не бывала. Надеюсь, когда-нибудь это случится. И Вы тоже совершите путешествие по морю. Всё впереди 🙂

  26. Bronik 03.06.2011 16:44

    Мне немного больше повезло с горами. Я живу в Крыму, так что облазила наши невысокие горы и по молодым летам побывала на Кавказе в альплагере «Эльбрус». Но это было довольно давно, когда люди жили еще в одной стране и не делились по национальным признакам. Сейчас прогулки по кавказским горам наверно далеки от безопасных путешествий

Оставить комментарий или два