23.05.2010

Врожденная грамотность

4040913_91e41b7cЯ сегодня буду говорить на серьезную тему, а поскольку не ученый, и тем более не филолог, и все орфоэпии, синтаксисы и тем более правила русского языка, от меня отлетели давно, как испуганные ранним путником птицы. Не судите меня строго, если я завел разговор на эту тему. Бывает ли врожденная грамотность или это все сказки про «белого бычка». Оказалось, нет, когда я наткнулся на массу себе подобных людей, когда оказался на теме на одном из литературных сайтов. И даже зарегистрировался на нем, до того стало интересно, потому что ни в параллельных классах, ни в своем себе подобных не встречал. Девчонки отличницы всегда на меня были в некоторой обиде, почему они, зубря по целым дням, получают за сочинения и диктанты порой «четыре», а я пять, хоть и не знаю ни одного правила, за исключением самых простых, которые я выучил еще в первых классах, но сейчас и те позабыл. Откуда, она собственно берется, и есть в этом определении, которое довольно спорно, хоть капля истины? Можно долго рассуждать, как это бывает только у русских, и мы порой, залезем в такие дебри, что не помним иногда о чем спорили, как и зачем.



style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="horizontal">

Я расскажу только на собственном примере, как мокак это бывает только у русских, и мы порой, залезем в такие дебри, что не помним иногда о чем спорили, как и зачем.

Я расскажу только на собственном примере, как можно научить детей этому понятию — врожденная грамотность. От генетического набора хромосом тоже не уйти и я скажу, что лично у меня, поймите правильно не в качестве похвальбы, дед знал ровно пять языков, в том числе и латынь, а русский язык знал в совершенстве, так что в качестве подарка получал сочинения отличников на проверку от всего района.

Я сын советского офицера, жили мы и в Ленинграде, Забайкалье, ГДР и теперь вот в европейской части. Сменил я не по своей прихоти пять школ, но учителя русского языка считали меня поначалу, то ли за «притворщика», то ли не верили своим глазам, действительно сам ли я это написал или мне помог ангел с небес, который отвечает там за грамматику. При более близком знакомстве, они меня раскусили и поняли, что действительно правила я не учу, но идя практически в темноте, всегда почему-то нахожу нужную мне дверь.

Никто меня никогда ни к чему и не принуждал, и потому из меня, наверное, вырос вольный художник и довольно своеобразный, поскольку до сих пор не нашел себе применение. Заразился написанием разного рода рассказов, именно с них я и начал, и кончил в восьмом классе тем, что написал ровно наполовину фантастический роман, как космический корабль еще с советскими учеными на борту, с помощью специального прибора «расщепителя пространства» оказались в параллельных мирах и тому подобное.

Но к прямой теме — врожденная грамотность. Не скажу, что у меня со стороны отца сплошь ученые, а скорее наоборот, но я вставал всегда очень рано до школы и читал художественную литературу, пока меня мама не сгоняла с кровати в школу. Я «жаворонок», очень люблю рано вставать, столько дел впереди, и так же рано ложиться спать. Но если мне попадалась очень занимательная книга, причем я читал очень бессистемно, пока не нашел некоторых покойных ныне писателей и остановился в основном на них, особенно на французах, я ложился спать, пока меня насильно не заставляли это делать и в три часа ночи, выключая свет.

Я не скажу, откуда берется врожденная грамотность, и двоюродная сестра хромала на ту же ногу в хорошем смысле этого слова. Но я убежден, что начитанность невольно заставляет интуитивно правильно писать слова, и расставлять знаки препинания. Но вот именно с пунктуацией у меня было некоторое расхождение, и в этом был мой единственный минус. Я боролся с ним, как только мог, но так и не изничтожил.

Больше усидчивости и заинтересованности, я помню как мама, сама засыпая, читала мне Жюля Верна и Дюма, когда мне было даже девять лет. Я просто обожал это занятие. Поэтому начитанность, только и всего. Это мое давно устоявшееся личное мнение.

Ему я точного определения не нашел и вряд ли это мне удастся. Человеческий мозг настолько мало изучен, что ответят на этот вопрос точно может, только через сто лет.


style="margin:1em auto;;display:block"
data-ad-client="ca-pub-4606205082910035"
data-ad-slot="9720038702"
data-ad-format="rectangle">

17 комментариев к  „Врожденная грамотность“

  1. Tana 23.05.2010 11:22

    Начитанность имеет и свою обратную сторону: мой сын читает с малолетства и очень много, просто взахлеб. Многие слова в свой лексикон заполучил из книг, а как звучат — не слышал. Вот и получается, что частенько ударение у него в словах не на месте.

    Но та самая врожденная грамотность присутствует, в школе ему даже слишком легко 🙂

  2. Виталий Сердюк 24.05.2010 01:30

    Я до недавнего времени считал, что причиной моей, иногда даже болезненной, грамотности (да простит меня за хвастовство читатель), является учительница первая моя (светлая ей память!).

    Хорошо помню первые классы начальной школы, Надежду Яковлевну, и упорную работу под её присмотром над правильной расстановкой запятых и прочих знаков препинания. Об орфографии и говорить не буду. В классах Н.Я. (чуть позже у неё обучался и мой средний брат Коля)считалось постыдным писать слова с ошибками.

    В последние годы немного засомневался — всё же, наверное, и раннее запойное чтение художественной литературы сыграло свою роль.

    А вот сегодня от Чеснока услышал о врождённой грамотности. Для меня это нечто новое и интересное.

    А может быть, в этом есть сермяжная правда? 😉

  3. Чеснок 24.05.2010 01:42

    Tana, не беспокойтесь. Я начал читать в 3 года, к восьми был прочитан Майн Рид (восьмитомное издание в мягкой обложке) и я взялся за Янгга (серьёзная историческая литература). А вот графа Монте Кристо я прочёл относительно недавно (года два назад, или три). Со взрослением придёт и понимание, главное — фундамент будет уже заложен.

    Виталий Сердюк, что самое интересное, так это то, что в выпускном классе я имел оценку 3 за год. Исправил её на экзамене, где моё скромное сочинение было оценено как «Гениальная работа». )) Вот такой я скромник. И по сей день без word-а не могу грамматически правильно писать.

  4. Елена 24.05.2010 03:06

    И всё-таки врождённая грамотность и безграмотность в природе существуют, но первую можно испортить, если не тренировать, а вторую исправить упорным трудом.

  5. Чеснок 24.05.2010 04:02

    «Что наша жизнь? — борьба» Нужно работать над собой и результатом этой работы станет образованный индивидуум ).

  6. Лиа 25.05.2010 17:28

    Для формирования «врожденной грамотности» нужна не только большая начитанность, но и такие качества, как хорошая зрительная память на буквы и особого рода внимательность. Тогда правильное написание слов действительно крепко заседает в голове, а благодаря формирующемуся внутреннему пониманию того, как, по каким законам образуются слова, такой человек может написать правильно слово, которое даже никогда ранее не слышал.

    Также обычно у людей с «врожденной грамотностью» нет проблем с правильным написанием иностранных слов, хотя они ничего не заучивают — просто зрительный образ слова сразу запечатлевается в натренированной памяти.

    А вот с ударениями могут быть действительно проблемы, если человек предпочитает книги телевизору и радио 🙂 Знаю по себе.

  7. Чеснок 28.05.2010 19:51

    Главное не превратить ребёнка в книжного червя. Рядом с книгой мяч и велосипед. Здоровье укреплять. Развитию же памяти и внимательности способствуют различные игры.

  8. Вася Мазин 29.05.2010 21:55

    «...а русский язык знал в совершенстве...»

    Какой же,однако, бред!

    Постеснялись бы такую чушь писать...

  9. seoJack 31.05.2010 20:40

    Вася Мазин, не совсем понял в чем чушь? Хорошая статья, а главное заставляет задуматься.

  10. Чеснок 31.05.2010 21:14

    Почему бред? Разве нельзя владеть в совершенстве Русским языком.

  11. Артур 31.05.2010 21:18

    А я Вам хочу сказать, что с детства я подсел на Стивена Кинга, обожал манеру его письма. В 16 лет я прочитал примерно 50 его произведений. Тогда я этого не понимал, но сейчас бесспорно ясно, что помощь оказанная мне чтением книг этого писателя была просто поразительной. Я никогда не углублялся в обучение грамматике русского языка, но писал диктанты и сочинения я всегда без ошибок, и со знаками препинания никогда никаких проблем не было!!!

  12. Чеснок 31.05.2010 23:00

    Давно уже замечено, что начитанные дети «отличаются умом и сообразительностью», а те, которым лень читать имеют большие проблемы. Если фантазия есть, то сочинение ещё напишут, а вот диктант уже сложное испытание.

  13. sharmanoff 01.06.2010 00:16

    Я лично как не любил читать, так и не люблю и ни каких проблем с написанием школьных работ у меня не было!!!

  14. Круфоко 01.06.2010 14:13

    Русский язык чисто физически нельзя знать в совершенстве. Если до сих пор не могут посчитать точное количество слов в нем, как кто-то может знать его в совершенстве?

    Архаические слова, идиомы, которые уже не используются, разные сложные вариации. По приблизительным оценкам в русском языке от 400000 до 500000 слов (считали толстоведы). Для всей полноты общения и творчества даже носителю языка хватает около 50000. Так что разговоры о экспертном владении русским — это действительно чепуха, уж извините за прямоту.

    И это я еще не говорю про все правила и склонения.

  15. Круфоко 01.06.2010 14:21

    А насчет врожденной грамотности - это целиком и полностью заслуга визуальной памяти. Текстовые блоки занимают памятные ячейки, а поскольку общий набор слов, который мы используем, имеет похожие комбинации, то в нужный момент из ячейки просто достается требуемый кусочек.

    Это вроде, когда кричат:

    — .........ся!!

    И человек понимает, что кричат: - Васяяя!

    Или так:

    — ...ся! ...ы ...фон ....взял?

    — Вася! Ты телефон взял?

    Скорочтение именно так и работает, просто в случае письма правильное построение предложения берется из памяти, а в случае чтения память сразу дает образ, вместо того, чтобы распознавать символ, а потом давать образ.

  16. Вася Мазин 01.06.2010 16:15

    Подписываюсь под каждым словом Ув. Круфоко!

    Может быть, я был излишне резок, но владение русским (впрочем, как и любым другим живым) языком в совершенстве — огромнейшее заблуждение. Наверное, можно было бы так говорить о мертвых языках. Но, опять же, вряд ли мы найдем эталон.

    Да и какое оно вообще, это совершенство? Кто его знает... )))

  17. Виталий 06.06.2011 20:28

    Доброго всем всего!

    Я, собственно, почему вдруг вздумал искать статьи по «врождённой грамотности» : вступивши в спор о всяких причастиях и деепричастиях, вдруг почувствовал себя полнейшим профаном — никогда правила не учил и даже не заморачивался по этому поводу. Учительница по русскому/литературе, она же классный руководитель, чуть ли не пыль сдувала с меня, а уж о том «что далеко пойдёшь и будешь ого-го!» — это как за здрасьте, НО — если не будешь лениться(каюсь, ленился и звёздной болезнью страдал очень). Сочинения, изложения и диктанты — всегда высший балл, стишками юморными баловался в восьмом классе — ставила за них пятёрки, как по литературе. Почерк до третьего класса был «как курица лапой», но улучшился по мере развития моторики и желания повыде... — в школе всегда писал только авторучками, которые, к слову сказать, действительно положительно влияют на отработку почерка.

    Всё спел себе, теперь практическая часть. Мой отец тоже всегда писал и пишет грамотно и красиво — в смысле почерка и второго балла в оценке сочинений. Мама — молдаванка, русский язык изучила только в школе, но изучила хорошо и всё детство меня поправляла, если я говорил или писал неграмотно. Читать научился в 5 лет, первым серьёзным чтением было «Тропою испытаний» из серии «Золотая библиотека»( с мелким шрифтом и тонкими, почти прозрачными, страницами) — в 1-м классе. Далее переключился на зарубежную литературу — восьмитомник А.Конан Дойля 1958-го года — среди всего. Короче, читал постоянно, но выборочно.

    К чему я всё это? А к тому, что, когда страну начали продавать, качество печатных изданий тоже резко упало и, порой, так коробили элементарные ошибки в книгах, изданных в начале 90-х. Это я про зрительную память.

Оставить комментарий или два