Искусство умирать

Искусство умиратьВ одно тело нельзя войти дважды, так же как и прожить две жизни. Даже если представить, что некая частичка нашего «Я», читающая эти строки, будет жить вечно, то и в этом случае ей не суждено вновь стать единым целым с оболочкой, подверженной химии распада…

Это значит, что не мешает задуматься – если смерть является завершением жизни, то должна ли она быть такой же, как и жизнь? Образно говоря – должен ли шпиль венчать вершину здания и гармонировать со всем его архитектурным обликом? И если да, то должны ли мы учиться умению умирать так же, как мы учимся жить?

«Ars moriendi» — «Искусство умирать». Рукописи с таким названием ходили по рукам европейцев еще в средние века. Средневековые экзистенциалисты достаточно просто решали эту проблему – умирать, чтобы жить и жить, чтобы умирать. Живи благочестиво и смерть твоя будет легка, а загробная жизнь вечна. «Кончины живота своего непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном судилище» — вот и все, что просил в своих молитвах христианин, размышляющий о своем последнем часе.

«Ars moriendi» появлялась много раз, вплоть до 15 века. Ее находили и среди блокбухов – цельно гравированных книг и среди инкунабул, первых печатных книг, набранных подвижным шрифтом Гутенберга. Продолжительность жизни в то время была коротка, и вопрос был действительно актуален. Это интересовало и философов, и ученых и военных и проповедников. Но никакому искусству нельзя учиться только в теории…

Известный поэт античнобыла коротка, и вопрос был действительно актуален. Это интересовало и философов, и ученых и военных и проповедников. Но никакому искусству нельзя учиться только в теории…

Известный поэт античности, Анакреонт, воспевавший радости жизни и в первую очередь плотские, автор ряда поэм и сонетов о сладострастии, дожил до преклонного возраста, оставаясь любимцем (в первую очередь) женщин и умер на пиру, среди подруг и собутыльников, подавившись виноградной косточкой.

Сенека. Прославленный философ и писатель, исполнявший роль учителя при Нероне, и им же Нероном, осужденный на смертную казнь за участие в заговоре, вскрыл себе вены в ванной, окруженный друзьями, почитателями и домочадцами.

Клеопатра. Царица Египта и образованнейшая женщина своего времени, сумевшая пленить самого Цезаря, не говоря уже об Антонии, дала укусить себя ядовитому аспиду, когда войска Октавиана Августа разбили Антония. Октавиану, желавшему въехать в Рим, таща за собой связанную Клеопатру, достался лишь труп прекрасной царицы.

Диоген. Самый экстравагантный философ своего времени, вошедший в историю своим образом жизни, остроумными выходками и парадоксальными мыслями. Когда же он состарился, и ему наскучила жизнь – он ушел из нее не менее оригинальным способом. Умер, заглотив собственный язык. В те времена это было довольно распространенный способ, считавшийся даже в некотором смысле этого слова модным.

Катон Младший. Получив известие, что Цезарь победил Помпея и стал диктатором Рима, счел для себя недопустимым жить под гнетом диктатуры. Вонзил в себя меч и умер. Об этом поступке узнал весь Рим и счел его благородным. Убийцы Цезаря шли «на дело» под лозунгом мести за его имя и закололи диктатора прямо у статуи Помпея. Такая вот страшная месть самоубийцы.

Цезарь никогда не покончил бы жизнь самоубийством. Он был бойцом всю свою жизнь. Таким он был в Египте, Галлии, таким перешел Рубикон. Таким вошел в здание Сената навстречу своим убийцам. У него никогда не было охраны, он не боялся смерти и считал, что лучше всего, если она будет внезапной. Так все и случилось.

Пьетро Аретино. Поэт, писатель, известнейший на всю ренессансную Италию своими выходками, автор похабнейших «Любострастных советов», обожавший «соленые» шутки и непристойности и постоянно сыплющий ими, как из дырявого мешка. Так хохотал над похабным анекдотом, что упал на стуле назад и ударился головой о камин. Умер мгновенно.

В этом же ряду находится небезызвестный переводчик и срамной поэт Иван Барков. По преданию, он покончил с собой, стоя на коленях перед камином, всунув голову и плечи внутрь, а наружу выставил для публичного обозрения голую задницу с торчащей из нее запиской «Жил грешно, умер смешно».

Какие еще примеры нужны? Гармония жизни и смерти очевидна…

Но, тем не менее, веками люди мучаются вопросом «Быть или не быть?…» Безусловно, зачастую жизнь не стоит того, чтобы жить, но каков будет переход в мир иной и будет ли вообще? Гамлет навеки стал символом нерешительности в этом вопросе.

Но все это решается чрезвычайно просто в самурайском кодексе чести «Бусидо». Там возможность распорядиться своей жизнью дарована любому самураю. Определены ситуации, когда это необходимо сделать, ритуал, участники, одежда, предметы…

Удар наносится на четыре пальца выше пупка. Клинок ведут сначала глубоко вниз, потом вверх и вправо и до отказа влево.

У японцев вообще очень запутанная философия жизни, но очень проста философия смерти, воплощенная в ритуальном самоубийстве сэпукку или харакири. Есть очень старая легенда о том, как оно было впервые совершено. На одном из светских вечеров молоденький офицер пожалел о том, что ни разу не видел того, как умирают люди. Это услышал старый военачальник и с усмешкой сказал – «Ничего тут особенного нет». После чего прилюдно вскрыл себе живот. «Ну что ж, наверно и я так могу» — сказал молодой офицер и повторил поступок военачальника.

Харакири сыграло огромную роль в развитии характера нации. Умение ставить цели и достигать их, несмотря на все сложности, даже ценой своей жизни и поныне является краеугольным камнем их философии.

Династия Бурбонов, Людовик XVI. Страстный охотник, способный умелец, монарх с душой ремесленника. Наихудший результат его правления – Французская революция. Погиб цвет науки, погибла вся утонченная культура, которую сотворил мир французской аристократии.

Ему отрубили голову. Тем инструментом, который он сам некогда и усовершенствовал, руководствуясь гуманными и инженерными соображениями.

История подбрасывает нам разные факты. Так, например, вошла в поговорку «смерть Рафаэля». Величайший художник Ренессанса, умер, истощив свои жизненные силы на известной красотке по имени Форнарина. И с тех пор поколения знатоков и любителей живописи клянут неутомимую куртизанку.

А девка и впрямь была хороша…Ее портрет в натуральную и притом обнаженную величину, созданный учеником Рафаэля, Джулио Романо, и поныне можно встретить в музее. Неизвестно унаследовал ли Романо смертоносную любовь своего учителя, но портрет написан с душой.

Многие хотели бы расстаться с жизнью в подобных обстоятельствах, да не каждому это дано. Среди редких счастливчиков – знаменитый генерал Михаил Скобелев, покоритель Средней Азии, освободитель Болгарии. Бессчетное количество раз был под пулями, никогда не прятался от смерти на поле боя. Казалось бы, настоящий человек войны и смерть должен был принять посреди сражения, но судьба берегла его для другого. Известная всей Москве красавица по имени Ванда, уложила генерала навсегда. Что ж, будем видеть в этом награду за подвиги и бранный труд на благо России.

Короче,

Живи от первого лица,

Пей чашу жизни до конца,

Срывай с фортуны кринолины,

Дерзай, твори, мужайся, смей!

И жизнью заплатить сумей

За смерть с улыбкой Форнарины…

 

Автор: Степан

Искусство умирать: 24 комментария

  • 19.05.2011 в 15:16
    Permalink

    Не помню, кому из великих принадлежит высказывание «Я просил у Бога легкой жизни, а надо было просить легкой смерти». На редкость мудрая мысль…

    Ответ
  • 19.05.2011 в 16:01
    Permalink

    экую вы тему подняли! достойный повод для размышлений, но живым почему-то больше хочется думать о жизни, чем о смерти ))

    Ответ
  • 19.05.2011 в 22:10
    Permalink

    и это правильно, потому что всему свое время)

    Ответ
  • 19.05.2011 в 23:47
    Permalink

    Тем не менее это интересно. Все герои этого поста бесспорно выдающиеся личности.
    Про Форнарину нашла интересное повествование.
    http://www.liveinternet.ru/users…a/post138103575/
    Причем, по ссылке предполагаемые изображения этой натурщицы во многих картинах. Вот так юная развратница послужила образом для Мадонн, и Рафаэль, автор прекраснейших картин, в том числе, Сикстинская мадонна, которые изображают божественные сюжеты, пал жертвой порочной страсти.
    Степан, с возвращением. Пост как всегда удался

    Ответ
  • 20.05.2011 в 03:24
    Permalink

    Я вообще считаю,что мужчину то и отличает от женщины,что он просто обязан выяснить свои отношения со смертью. Только после этого он становится мужчиной. Женщина же, должна думать о жизни.
    Больше всего мне нравится в этом смысле именно Бусидо. Жить когда надо жить и умереть когда надо умереть. Это по мужски.

    Ответ
  • 20.05.2011 в 20:18
    Permalink

    согласен. у японцев особые отношения со смертью…) да и вообще с окружающим миром. Они мало говорят, зато очень хорошо делают…Причем это выражается во всем. Одна из самых жестоких и бескомпромиссных террористических организаций в мире — не крикливая арабская Аль кайда, а японская Ренго Секиган. Кто про нее знает? Да никто. А между тем они держали в страхе всех толстосумов мира, потому что если ренго решала, что кто то мешает ее интересам — человек гарантированно мог писать завещание…)
    Вообще японцы интересная нация…напишу про них обязательно)

    Ответ
  • 20.05.2011 в 23:10
    Permalink

    В силу особенностей своего характера до 55 лет о смерти даже не задумывался. Когда в 55 лет похоронил отца, тяжело умирающего вследствие фронтовых ещё ран, впервые об этом задумался. Затем несколько лет спустя похоронил друга, у постели которого провёл несколько месяцев…
    И хотя я ещё в неплохой спортивной форме, здоров и энергичен, мысли о вечном теперь приходят часто.
    Смерть подкрадывается к нам внезапно. Ожидая её, мужчина должен быть уверен в том, что он встречает её в полной готовности.
    Бусидо (путь воина) действительно утверждает: — Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит…
    Раньше я не осознавал уход Хемингуэя, сейчас его передсмертный поступок понимаю. Никто из нас не знает, когда умрёт. Но мне хочется, чтобы это было не в постели. Не знаю, сколько ещё отпустит дней, лет Б-г, но не хочу быть старым маразматиком ни в 80, ни в 90. Лучше на дистанции очередного ветеранского чемпионата мира, чем обузой для родных.
    Прошу прощения, тема такая.
    А вообще, нам, ориентировщикам примеры брать есть с кого. 96-летний финн Erkki Luntamo до сих пор в мировых первенствах участвует (впереди бежит на фото) — lh3.google.com/svital47/R…6.jpg?imgmax=640
    Завтра утречком оделись, и — на пробежку. Сколько в мае километров набегали? Я — 115

    Ответ
  • 20.05.2011 в 23:24
    Permalink

    я 3…)))) и то на беговой дорожке) ну не бегун я дед Виталя, хоть зарежьте)
    а насчет смерти мое мнение такое, что переживать об этом глупо. придет ко всем, но это не важно…) главное жизнь, а смерть это однократный акт. даже ничего не почувствуешь)
    хотя все чаще приходит в голову простая мысль — а может ли сознание существовать отдельно от тела? может и нет, а может и да. и если да — то гораздо интереснее существовать пусть и в бестелесной, но все же форме…)

    Ответ
  • 21.05.2011 в 02:40
    Permalink

    Да,японцы,конечно, молодцы. Но такая культура воспитывается веками.
    А вообще,в идеале ,это достичь такого состояния,когда,что жизнь,что смерть,все едино.

    Ответ
  • 21.05.2011 в 11:27
    Permalink

    Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
    К чему так много слов?

    Ответ
  • 21.05.2011 в 13:07
    Permalink

    Оксана, верно, как и то, что «семь раз не умирают».
    Но правы Степан, затеявший этот разговор, и Роман поддержавший его в отношении Бусидо.
    Мужчинам нужны эти разговоры и мысли о смерти. Тогда, как считают японцы, и жизненный путь у человека будет прямей и проще, и характер закалится. Есть много тому подтверждений.
    Ну, а женщины… извините, что мы тут развели дискуссию о вечном

    Ответ
  • 21.05.2011 в 13:09
    Permalink

    2-Степан, забыл ответить на твою реплику о километраже

    Ответ
  • 21.05.2011 в 19:32
    Permalink

    согласен) но у меня больше движения не по горизонтали ногами, а грифа по вертикали…) не вырабатываются у меня от бега эндорфины) зато когда берешь вес, а потом сидишь в уголочке, отдыхаешь — чувствуешь, пошли в кровь.. в такие минуты из меня можно веревки вить)
    и в принципе, наступает то самое состояние пустоты, когда все едино и жизнь и смерть. Как сказал один мастер карате — в боевых искусствах есть три стадии. Первая — когда ты хочешь испытать свои силы. Вторая стадия — когда хочешь испытать силы с опытным противником. И третья стадия — когда ты ничего не хочешь. Вообще.
    Вот последнее состояние и есть смысл Бусидо.

    Ответ
  • 21.05.2011 в 22:54
    Permalink

    Жить и все время думать о смерти, это только японцам в радость. Нашему брату лучше жить и думать о жизни.

    Ответ
  • 21.05.2011 в 23:12
    Permalink

    ну Бусидо вообще-то путь воинов, а не крестьян или ремесленников…им чего о смерти думать — выращивай рис и не жужжи)
    а воин должен быть готов к смерти, чтобы не ныть как американцы во Вьетнаме «сэр, мы не хотим погибать в этом дерьме» да-да, разведка там почти не велась, потому что солдаты не горели желанием лезть в джунгли — на вертолетах оно спокойнее…)
    на Руси кстати тоже смерти особо не боялись. «Мертвые сраму не имут»

    Ответ
  • 22.05.2011 в 00:59
    Permalink

    А чего бояться неизбежного? Если бы умирали не все, тогда другое дело…

    Ответ
  • 22.05.2011 в 01:36
    Permalink

    Ну… Мы же, всё-таки, не морские ежи. Они ведь тоже, кстати, не бессмертны — могут погибнуть. Даже Горец погибнет, если ему снесут голову

    Ответ
  • 22.05.2011 в 10:37
    Permalink

    Достойно жить и достойно умереть дано далеко не каждому. Смерть срывает все маски, обнажая душу.

    Ответ
  • 24.05.2011 в 22:02
    Permalink

    Один знакомый автор, в своем романе вложил в уста Смерти следующее:
    — Вы кончаете с собой не потому, что хотите умереть. Нет, вы не желаете жить. Хотеть умереть — это совершенно иное.
    мне понравилось это изречение, в нем есть смысл. А тему суицидников не люблю, они — мусор жизни, за редким исключением…

    Ответ
  • 28.05.2011 в 23:24
    Permalink

    Ссылка на морского ежа может стать предвестником его уничтожения

    Ответ
  • 13.06.2011 в 21:21
    Permalink

    Есть песня группы Грот «Одна минута». Слова оттуда, на мой взгляд лучше не скажешь —
    Однажды станет тихо и уже никто не поможет
    Однажды осознаешь — на Земле мы прохожие
    Главное — успеть зажечь свой огонь радости,
    У нас одна минута от юности до старости.
    Мы уйдём гордо, со смертью не поспорив
    Оставив на Земле чистую свою историю,
    Писанную на листе в горячем бою,
    Чтобы ты пришёл, прочёл и написал свою

    Ответ
  • 13.07.2011 в 20:21
    Permalink

    «Главное-успеть зажечь свой огонь радости»…Потрясающие слова!Действительно,нужно жить так,чтобы оставить яркий след после себя. Впечатлила меня Ваша статья,Степан: очень интересно,познавательно и читается на одном дыхании.

    Ответ
  • 29.08.2015 в 22:47
    Permalink

    Очень понравился взгляд деда Виталия касаемо того, что о смерти не следует забывать, и встретить ее в готовности долг любого мужчины! У меня лично, живет мнение о том, что умереть без страха, достойно — это одна из самых ответственных задач, стоящих перед человеком.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *