На полках книжного магазина

На полках книжного магазинаМаленькое лирическое отступление.

3506 год. Планета Земля. Материк Евразия.

Представьте, что вы археолог. Занимаетесь раскопками на территории бывшей России. И вот в один из счастливейших дней вы находите, например, книгу Маши Малиновской «Мужчины как машины». Точнее находите тот небольшой набор страниц, который от неё остался. Но специалисты лаборатории смогли восстановить и воспроизвести текст.

А теперь внимание вопрос: Какое у вас сложится впечатление о русской культуре начала ХХI века?

Да никакое не сложится. В лучшем случае вы решите, что нация полностью деградировала и эта книга является скорее набором современных слов. Так сказать – справочник по сленгу с примерами. А как это ещё объяснить? Московское издательство, редактор, художник по оформлению, аннотация, обращение автора – солидная книга должна быть. Ведь не самиздат какой-нибудь – столица печатает! К тому же твёрдый переплёт, белые плотные странички. Точно толковая книга.

Я как представлю, что подумают о нашей литературе будущие поколения – мне плохо становится.

В современный книжный магазин зайти страшно. Вот эта полка кишит голодными вампирами, которые так и норовят тебя укусить, а потом заставить смотреть кинофильмы снятые по мотивам их романтических приключений.

А вот на этой полке представлен большой выбор поз для размножения. Разумеется, с картинками – а то кто покупать будет такие книги без красочньмы снятые по мотивам их романтических приключений.

А вот на этой полке представлен большой выбор поз для размножения. Разумеется, с картинками – а то кто покупать будет такие книги без красочной инструкции.

Чуть подальше можно заметить стеллаж с книгами по психологии. Психологией у нас теперь называются тесты, составленные не понятно кем и не известно для какой цели. Здесь также можно встретить книги с очень интригующими названиями. Например, «100 лучших способов найти работу». Это каким же нужно быть «специалистом», чтобы все эти способы перепробовать? Причём, это только 100 лучших способов. Видимо, существуют ещё и другие варианты – не очень действенные, но автор книги решил их не описывать и отобрал для своего читателя только 100 самых лучших.

Или вот такое многообещающее название: «Как стать миллионером за десять дней». Я сначала хотела купить эту книгу, но потом увидела тираж и поняла, что бюджета страны не хватит на каждого читателя.

В каждом книжном магазине обязательно есть полка с названием «Любовные романы». Как правило, это маленькие книжечки с газетными страницами, кривыми полями и кучей грамматических ошибок. Содержание этих книг отличается бессмысленным сюжетом или вовсе его отсутствием. Зачастую аннотация к роману — это самое интересное и сносное во всей книге.

Где-нибудь в углу магазина можно встретить и классические произведения. И тут у меня всегда возникает вопрос: зачем издавать классику в мягком переплёте и на газетной бумаге? Если человек покупает все четыре тома романа «Война и мир», то, наверняка, он делает это осознано. Либо он уже прочёл это произведение и хочет иметь его в домашней библиотеке, либо он покупает его в качестве подарка. Так зачем тогда издавать классику в стиле и оформлении любовных романов? Я, конечно, понимаю, что такие издания более доступны по цене. Но тем, кому не по карману книги могут воспользоваться услугами библиотеки. Зачем же так издеваться над классическими произведениями? А чтобы их никто не покупал. А ещё лучше – не читал. Выражение «не суди по книге по обложке» сегодня позабылось. Покупателей привлекают красочные, иллюстрированные издания. А так сегодня издаются в основном «мемуары» звёзд шоу-бизнеса. Не буду утверждать, что все они бесполезны и бестолковы. Вполне возможно, что некоторые из них достойны внимания. Но мне очень обидно, когда проверенная временем литература выглядит хуже, чем современная попытка попасть в историю.

 

Автор: Наталья Мосенкова

На полках книжного магазина: 17 комментариев

  • 10.05.2011 в 15:25
    Permalink

    Наталья, ну, зачем так категорично?
    У меня в доме немало классической литературы именно в мягких обложках. Хотя бы потому, что мне абсолютно все равно, какие там иллюстрации и, по большей части, аннотации. И да, материальная составляющая покупки для меня имеет значение, как, думаю, и для многих.
    Вот недавно видела роскошную книгу сказок с великолепнийшими иллюстрациями стоимостью около трехсот гривен. Прикажете ее давать в руки, не всегда безукоризненно чистые, маленькому почемучке или выставлять в буфете под стеклом, чтоб и пылинка не упала на этакую красоту?
    И книги о вампирах и иже с ними (я не про сюжеты, а про качество и назначение — развлекать и только)были всегда. Вот Вы читали Анну Риклиф? Готические романы, 19 век, у нас вряд ли эти страсти-мордасти на фоне полуразрушенных замков и приведений кто смог бы одолеть, а, если верить ее современникам — барышни зачитывались и роняли горькие слезы на страницы.
    Мемуары от политических деятелей до авантюристов тоже отнюдь не в нашем веке возникли. И ничего, что похуже — позабылось,что получше — вошло в фонд классики.
    Думаю,и с современными книгами будет то же самое.
    Да, мусора стали печатать больше, но. по теории больших чисел, и хорошего выходит в свет немало.

    Ответ
  • 10.05.2011 в 20:59
    Permalink

    Тамила, произведения Анны Риклиф (или Радклиф — не знаю как её правильно) я не читала. Но «Грозовой перевал» Эмили Бронте не только читала, но и смотрела несколько экранизаций. Не могу сказать, что я в восторге от этого романа, но что-то в нём есть. Конечно, горькие слёзы я не роняла, но по-моему сейчас вообще мало над чем плачут. То ли так пишут, что за душу не берёт, то ли люди настолько чёрствые стали.
    У меня дома классическая литература советских изданий. Наверное, поэтому мне трудно представить классику в мягкой обложке. И дело здесь не в иллюстрациях, а в том, что такие книги мне кажутся недолговечными.
    Что касается детей и книг — согласна, не каждый ребёнок моет руки перед чтением.

    Ответ
  • 11.05.2011 в 01:03
    Permalink

    Да разные нужны книги. И карманного формата — в дорогу, и подарочные издания для особых случаев. Но главное-то не переплёт, а то, что внутри. Обидно, когда хорошая упаковка содержит низкопробную попсу. Но это давно в порядке вещей…

    Ответ
  • 11.05.2011 в 08:21
    Permalink

    Интересно, что такие рассуждения можно встретить во все времена. Это относится и к манерам танцевать, и к музыкальным направлениям, и к архитектуре

    Ответ
  • 11.05.2011 в 10:51
    Permalink

    Плохая и хорошая литература была всегда.Время -отличный фильтр, через которое отсеивается весь мусор и остается только то,что интересно.

    Ответ
  • 11.05.2011 в 20:55
    Permalink

    Марина В.,согласна с тем, что книги нужны разные. Хорошо, что они нужны, а то бытует мнение, что Интернет скоро искоренит все книжные издания.
    Что касается хорошей упаковки и, мягко говоря, не очень интеллектуального содержания, то по-моему это сейчас применимо не только к книгам, но и ко многим сферам жизни. Вот, к примеру, статья Егора Кустова «Тренинги личностного роста: польза или вред?» тоже затрагивает проблему «упаковки» и «содержимого».

    Ответ
  • 11.05.2011 в 21:01
    Permalink

    Белая голубка, наверно, вы правы и такие рассуждения были во все времена. Но меня почему-то задевает именно литература, а не музыка, архитектура, стиль одежды и т.д. Наверное, это у меня из-за профессии.:)
    А вообще — да: поживём — увидим. Может и Маша Малиновская станет классиком.

    Ответ
  • 11.05.2011 в 21:03
    Permalink

    Bronik, время, действительно, хороший фильтр, но иногда процесс фильтрации очень длителен.

    Ответ
  • 14.05.2011 в 20:38
    Permalink

    Да, литература всегда вызывает обсуждение. Это потому, что уж очень разные были произведения. Думаю в далеком году будущего произведения типа Малиновской все-таки истлеют

    Ответ
  • 15.05.2011 в 12:36
    Permalink

    Я тоже на это надеюсь. Но печатают то их на хорошей бумаге — вдруг сохранятся. Стыдно будет.

    Ответ
  • 16.05.2011 в 21:12
    Permalink

    Хех, как бы мне книги в своей библиотеке перечитать, хотя бы частично. И в мягком переплёте и в твёрдой обложке. Было время, гонялись все за книгами, коллекционировали. Местами читали даже. И я в том числе

    Ответ
  • 16.05.2011 в 22:32
    Permalink

    Виталий, начните перечитывать библиотеку с книг с твёрдым переплётом. И читайте те места, которые раньше не читали. Так быстрее получится.

    Ответ
  • 16.05.2011 в 22:44
    Permalink

    Наталья, хороший совет, спасибо!
    Вот только времени всё равно не хватает. Я и так постоянно читать стараюсь. Вернее, и хочу и читаю, но…

    Ответ
  • 16.05.2011 в 23:35
    Permalink

    У меня тоже не хватает времени читать художественную литературу. Читать в своё удовольствие я могу, пожалуй, только летом. А хотелось бы круглогодично.

    Ответ
  • 24.05.2011 в 21:46
    Permalink

    Недавно видел в новостях об издании коллекционном, где книга стоит несколько сотен тысяч рублей.
    Подумалось — а зачем? Что дает такое приобретение — символ почитания автора или просто показуха, по типу того, как некогда признаком культурности считались забитые книжные шкафы, на поверку оказывающиеся муляжами. Были даже и с прибитыми книгами, во избежание выноса…

    Ответ
  • 24.05.2011 в 22:24
    Permalink

    На мой взгляд, коллекционные издания для фанатов. Как мне кажется разница между коллекционером и фанатом не такая уж и большая. Хотя это вопрос спорный.

    Ответ
  • 24.05.2011 в 22:27
    Permalink

    А вообще раньше книга была предметом роскоши и стоила целое состояние. А потом когда книга стала доступной всем слоям населения интерес к ней быстро пропал. Сейчас вроде бы есть возможность покупать книги, а читать некогда.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *